При всех очевидных плюсах западных школ, их системы образования и высокого уровня комфорта, хочу если не предостеречь от поспешности принятия решения, то хотя бы поговорить о возможности применения такого образования. Конечно, когда речь идет о будущем ребенка, каждый решает сам. И нет универсальных рецептов, как поступить. И все-таки.

Есть смысл отправить ребенка на Запад, если он очевидно способен сделать научную карьеру и, главное, сам к этому стремится. На такую карьеру в России рассчитывать бессмысленно, построй здесь хоть сотню Сколково. Если ребенок выбивается из массы сверстников, одарен, там эти качества можно развить и найти достойное им применение. А здесь попросту будет негде себя проявить.

Другой мотив: из разряда настроений "пора валить" – просто стабильное будущее. Смешно рассчитывать, что нынешние волкодавы от власти вдруг исчезнут или освободят страну от своего неуемного потребления. Если уж совсем очевидно, что вам с такой страной не по пути, можно хотя бы заложить фундамент стабильного и прогнозируемого будущего для своих детей, отправив их учиться за границу с тем расчетом, что после учебы они там и останутся. Впрочем, надо отдавать себе отчет: даже при самом удачном раскладе не стоит рассчитывать на что-то большее, чем уровень обычного среднего класса – наемного менеджера. Тоже неплохо: лучше там быть средним классом, чем, окончив хорошую школу здесь, обслуживать интересы правящей элиты.

Наличие хорошего западного образования у нас считается большим плюсом. Но подумайте, как это образование применить потом по возвращении в Россию? У нас в стране вовсю работает система преемственности в доступе к распределению ключевых благ. Элита была, есть и остается. Топ-менеджеры того же "Газпрома" греют места для своих отпрысков, а чиновники направляют детей в госбанки.

Да, наш правящий класс предпочитает для своих детей западные школы, это очевидно. Но только чтобы отпрыск обладал всеми необходимыми признаками высшего сословия, был на равных с другими детьми элиты и сразу мог оказаться на руководящей государственной должности. Образование для этого класса – в первую очередь формирование своего круга, а не получение знаний. Приобретение навыков общения с равными, общих ценностей, связей. С кем общаешься, такой и ты. К тому же там, в западной престижной школе есть возможность установить полезные связи еще и с местной элитой.

Обратите внимание: среди таких вот выпускников западных школ реально там остаются работать единицы. В основном, все возвращаются. Потому что добиться в западных компаниях серьезных должностей можно, только если себя как-то особенно ярко проявить либо потратить на карьеру много времени. То есть упорно работать. А здесь уже все готово. Место ждет будущего выпускника. Главное, чтобы сам родитель за время учебы не растерял свой политический вес.

Я веду бизнес и в России, и в Европе. Но мои дети учатся в Москве, в хорошей государственной школе. Это был наш с женой выбор. Отдавая ребенка в школу, мы закладываем определенные основы поведения, стереотипы. Где им получать высшее образование и получать ли, скорее, будет уже их выбором. Кстати, я не вижу особой необходимости в нынешнем количестве обладателей дипломов вуза у нас в стране. Ну не востребованы все эти люди. Наша экономика изменилась. Как изменилась – тема для отдельного разговора.

Теги: россия образование запад
Источник: Слон Просмотров: 810