1. ПЛАН

Организуйте свою подготовку по четкому плану: в какое время, когда и чем вы будете заниматься, иначе садясь "немного повторить", рискуете ходить по кругу, повторяя один и тот же билет. Обязательно учитывайте свой тип: "сова" вы или "жаворонок", тогда процесс обучения будет идти для вас наиболее гармонично и с лучшей эффективностью.

2. ПРАВИЛЬНЫЙ СТАРТ

Когда наш мозг трудится с максимальной нагрузкой, дыхание несколько замедляется, и ему приходится справляться с заданием в условиях кислородного голодания. Поэтому перед началом занятий надо мозгу помочь, подпитав кислородом, с помощью полного дыхания йогов. Упражнение делится на 3 части. Сначала при вдохе мы заполняем нижнюю часть (живот), потом среднюю (диафрагму), затем — верхнюю (грудную клетку). Потом на несколько секунд задержите дыхание и выдыхайте в обратной последовательности, втягивая отделы от верхнего к нижнему. От 3 до 5 таких упражнений позволяют создать определенный запас кислорода в крови, чтобы в процессе запоминания не сбивалось дыхание.

3. ПООЩРЕНИЯ

Придумайте себе поощрения: если я повторю этот раздел, то смогу немного прогуляться и т. п. Ведь внутри каждого живет ребенок, для которого жизнь — игра. Он хочет развлекаться, а если этого не получает, то начинает сопротивляться.

4. РАЗНООБРАЗИЕ

Меняйте род занятий каждые 40 мин.: столько мозг способен держать концентрацию внимания на одной задаче.

5. УМЕНИЕ ВЫДЕЛЯТЬ ГЛАВНОЕ

Установлено, что в каждом тексте до 80% "воды", и только 20% — главное, которое важно научиться выделять. Для этого читаем текст кусками или абзацами и по ходу вычленяем самое важное. Если это ваш учебник, разрисуйте его разными цветами. Еще лучше выписывать ключевые слова, связывая их стрелками, фигурками и т. п.

Ключевые слова — это сгустки информации, вычленяющие главное. Их в свою очередь тоже помечайте смысловыми пометками и составьте в многоцветные логические схемы, именуемые "гроздью" или опорным конспектом. Замечено, что лучше пользоваться овалами, а хуже всего воспринимаются прямоугольники.

6. БОГАТОЕ ВООБРАЖЕНИЕ

Информацию надо представлять. Если вы по характеру восприятия визуал, надо представлять картинку (и даже становиться мысленно участником событий — это особенно хорошо действует при подготовке к экзаменам по истории, географии), а если аудиал — звук. Но этот принцип не будет работать при запоминании новой информации, если есть пробелы в базовых знаниях.

7. ПОВТОРЕНИЕ

Прочитали блок текста — перескажите его вслух. Первое повторение должно быть сразу после запоминания, второе — не позднее чем через час. Хотя бы быстрым пролистыванием учебника. В идеале хорошо еще раз пролистать перед сном и проснувшись утром. Но бывает, что даже после неоднократного повторения студенты не могут воспроизвести материал на экзамене. Если вы знаете за собой такую особенность, число пересказов должно быть больше прочтений.

Если надо что-то выучить наизусть, вначале проговорите текст громко, потом вполголоса, потом шепотом. При понижении звука включается дополнительное внимание, что усиливает эффект заучивания.

8. СПОКОЙСТВИЕ

Перенапрягаясь, вы быстро истощите свои резервы. Особенно важно снимать напряжение перед сном. Ведь наша нервная система при возбуждении очень активна, а тело пассивно. Стоит поменять эти состояния местами. Для этого можете потанцевать, похлопать в ладоши. Если сон никак не идет, просто посмотрите на пламя свечи. Также для того, чтобы быть спокойным, научитесь снижать важность. Если очень хотите чего-то добиться, не желайте этого слишком сильно, а отнеситесь как к обычному процессу. И тогда будете более удачливым. Не бойтесь провалиться на экзамене: преподаватель хорошо чувствует, что вы его боитесь, и отнесет это на ваше незнание. Поэтому важно не быть зажатым и вести себя естественно.

9. ВЕРА В СЕБЯ

Обязательное условие для успеха — по-настоящему поверить в себя. Для чего каждый день по несколько раз нужно произносить формулу: "Все, что мысль внушает мне, я могу совершить. Все, что мысль проявляет во мне, я могу получить. Ибо Бог живет во мне". Дальше необходимо постараться добиться состояния чистого сознания, своего рода пустоты — как бы освободить часть памяти для предстоящей работы. При этом не путать умение не думать с неумением думать! И только после такой подготовки переходить к процессу запоминания. Также во время подготовки повторяйте про себя аффирмацию "Мне все под силу".

10. ХОРОШЕЕ НАСТРОЕНИЕ

Если заниматься нет настроения, то начинать лучше с самых приятных и интересных для вас предметов, а когда втянетесь, принимайтесь за те, которые учить не было желания.

5 СЕКРЕТОВ АССОЦИАЦИЙ

Бездумное заучивание никогда не давало толку. Но бывает и так, что учишь с чувством, с толком, с расстановкой, но материал все равно плохо в голову ложится. В такой ситуации помогут принципы ассоциаций, которые разработал двукратный рекордсмен Книги рекордов Гиннесса по разделу "феноменальная память" Самвел Гарибян.

Множественность. Например, если в фразе есть слово "овца", надо представлять не одну, а целую отару, т. е. усилить эффект ассоциативного восприятия.

Замена привычных размеров и масштабов. Например, маленький слон и огромный цыпленок.

Динамичность. Например, представить какой-то активный процесс.

Контрастность. Например, представить синее яйцо на белом снегу.

Замена привычных представлений. Например, представить разноцветную зебру.

СОВЕТУЮТ СТАРШЕКУРСНИКИ

"ЗА ДЕНЬ ДО "ЧАСА ИКС" ПРЯЧУ КОНСПЕКТЫ"

Лилия Монич, студентка 6-го курса Института журналистики КНУ им. Т. Шевченко:

"Когда я и мои одногруппники учились на первых курсах университета, то мы готовились поодиночке. Поэтому у нас всех много времени уходило на поиск информации для каждого вопроса экзамена (бывало так, что часть тем шла на самоподготовку). Где-то к третьему и четвертому курсу мы с друзьями-одногруппниками поняли, что для большей эффективности и быстроты подготовки нам нужно кооперировать усилия. До первого экзамена мы объединялись в группу из 5—6-ти человек. Количество вопросов делили на количество людей: каждому доставалась своя "порция". Обязанностью каждого из нас было найти и подготовить ответы на эти вопросы, сделать по ним конспект в электронном виде и скинуть его на общий имейл.

САМОЕ СЛОЖНОЕ — НА НАЧАЛО ПОДГОТОВКИ. После того, как все справятся со своей частью работы, для каждого наступает пора подготовки. Что дальше делала я? В первый день я просматривала все вопросы, чтобы сформулировать план действий. Там я четко расписывала, сколько часов я занимаюсь и сколько у меня есть на отдых. Его я вешала на видном месте и старалась не отклоняться от графика. Если говорить о вопросах, то самые сложные из них я всегда учила в первый день, а те, что попроще, оставляла на финальный этап подготовки. Почему я так делаю? Потому что, как правило, сложные вопросы, особенно по гуманитарным дисциплинам, всегда комплексные, и в них уже есть ответы на простые вопросы (которые затем студенту встретятся в списке вопросов). Так что, действуя по такой схеме, я, по сути, убивала двух зайцев. Также я старалась, чтобы каждый день подготовки мне нужно было выучить одинаковое количество вопросов.

ВСТАВАЛА ПОРАНЬШЕ. Желательно во время сессии лучше ложиться пораньше. А утром встать хотя бы в 8 ч. Если получится раньше — можно и в 7.30. Утром информация намного лучше запоминается, чем в другое время дня. После прочтения и изучения каждого вопроса по экзамену я всегда пытаюсь сделать себе краткий конспект ответа, еще лучше — схему, а иногда даже я рисовала себе картинку с героями и вкладывала в их уста ключевые понятия ответа. Эмоции хорошо способствуют запоминанию информации. Делая схему, желательно не заглядывать в общий конспект. Очень полезно. Лично мне это всегда помогало отсеять ненужные детали из общего потока прочитанной информации. Кстати, по этим схемам (или рисункам) я провожу финальную подготовку (пробегаю глазами все вопросы) и беру их с собой на экзамен.

РОЛЕВЫЕ ИГРЫ. К тому же каждый вечер (а если не получится, то в последний вечер перед экзаменом) мы с друзьями собираемся, чтобы обсудить выученный за день материал. Каждый рассказывает какой-то вопрос. От этого двойная польза. Во-первых, самому студенту, потому что он проговаривает ответ и, объясняя его другим, больше его понимает. Во-вторых, другим тоже — они получают концентрированный ответ на вопрос (особенно полезно, если что-то не успел дочитать). Иногда мы еще играем в ролевую игру "преподаватель-студент". Моделируем экзамен и задаем тому, кто отвечает, дополнительные вопросы, стараясь проиграть все варианты развития событий на экзамене. Часто именно благодаря таким групповым тренировкам нам удавалось избежать неприятностей на настоящем экзамене.

КАК ОПРЕДЕЛИТЬ СЛАБЫЕ МЕСТА. И еще один мой рецепт подготовки. Очень часто, когда студент учит материал, у него срабатывает зрительная память, он как будто "фотографирует" взглядом страницу конспекта. А на экзамене, стараясь вспомнить ответ на вопрос, он представляет ее себе, вспоминает место ответа в тексте — и затем в голову приходит сам ответ. С одной стороны, действенный метод. Но есть одно "но": очень часто из-за волнения образ этой страницы стирается и вспомнить ничего не получается. Поэтому я стараюсь в последний день подготовки (на всякий пожарный) отучиться от привычки рассчитывать на свою зрительную память. Для этого я прячу все мои конспекты в стол, чтобы не было даже соблазна подсмотреть, пишу на отдельных бумажках номер вопроса, кладу их в жестяную банку и затем вытягиваю по одному — и рассказываю их вслух, стараясь максимально представить себя на экзамене, формулируя свои мысли целыми предложениями. Благодаря такому методу подготовки я сразу могу определить свои слабые места, понять, что нужно еще доучить.

КАК НЕ ПЕРЕГОРЕТЬ. Я ничего не повторяю и не советую этого делать никому, потому что есть риск, что все в голове перепутается. Непосредственно перед "испытанием на прочность" я записываюсь в очередь отвечающих, и ухожу в тихое место. Прошу, чтобы позвонили, когда наступит мой черед идти на экзамен. Ищу свободную аудиторию. Стараюсь там успокоиться. Я закрываю глаза и представляю себя в приятном для меня месте, а также пытаюсь в деталях представить, что я уже сдала экзамен. Представляю, чем займусь, когда его сдам, направляю все мысли на результат. Это очень помогает мне успокоиться и "не прогореть" на экзамене из-за своих нервов".

"ОТДЫХ — ПО РАСПИСАНИЮ"

Сергей Лавренчук, студент 6-го курса факультета прикладной информатики НТУУ "КПИ":

"Для меня сессия начинается с поиска хорошего конспекта. Так как большинство предметов, которые нам нужно было сдавать на протяжении всех лет обучения, в основном технические, то не очень много тем оставалось на самоподготовку. Поэтому в студенческом конспекте есть ответы на все вопросы. После того, как он оказывался у меня на руках, я посвящал полдня (в первый день подготовки) тому, чтобы изучить его и соизмерить, каким количеством информации я обладаю. Сразу определяю, где в конспекте есть пропуски, то есть, по сути, понимаю, каким вопросам нужно будет посвятить больше времени (из-за того, что нет информации) и прописываю это в своем графике подготовки. После прочтения и изучения каждого вопроса экзамена я начинаю делать себе небольшие шпаргалки. Ни в коем случае не печатаю — прописываю все от руки. Чтобы задействовать и подключить еще один вид памяти, моторную. Что из себя представляет эта шпаргалка? Это план ответа, расписанный пункт за пунктом — так, как я буду отвечать на экзамене. "Соль" этого конспекта — прописать все основные моменты выученного материала. Главное в этом деле — избежать ненужных деталей ответа, потому что чаще всего они забываются на экзамене. Но все-таки общей информации для ответа нужно подготовить на 20—30% больше, чем требуется. Это из расчета, что часть этой информации вы забудете.

"ПРОГОНЯЮ" ВСЕ ВОПРОСЫ ПО ТРИ РАЗА. Еще за годы обучения в вузе я вывел для себя некую схему — когда преподаватель дает немного вопросов на экзамен, то это, зачастую, означает, что в ответ он захочет услышать комплексный ответ. В этом случае план действий у меня таков. Я всегда стараюсь за дни подготовки три раза минимум "прогнать" все вопросы: 1-й раз — просто прочесть все вопросы, 2-й раз — выучить их, разбив на "порции", а 3-й раз — сосредоточиться на том, где чувствуешь, что не доучил и также еще раз прочесть все. При хорошей организации трудовой деятельность это удается сделать. Кстати, насчет организации. Отдых — по расписанию. Если я сказал себе, что смотрю, к примеру, телевизор ровно один час, то через час (даже можно поставить себе будильник) я его выключаю. Если же вопросов много, то тогда мы с друзьями объединяемся в группы по 3—4 человека. Каждый учит столько, сколько успеет, а затем в последний день подготовки все друг другу пересказывают материал.

ВСПОМНИТЬ ВСЕ. На самом экзамене, чтобы вспомнить информацию (если вдруг забыл), я стараюсь расслабиться и вспомнить тот момент, когда я прописывал от руки ответ на вопрос. Я начинаю вспоминать атмосферу того момента, что тогда делали окружающие, возможно, тогда зазвенел телефон, — короче говоря, я вспоминаю все до малейших деталей. Получается, срабатывает ассоциативная и эмоциональная память — так мне много раз удавалось вспомнить все, что я тогда законспектировал".

Теги: образование экзамены
Источник: Сегодня Просмотров: 3004