В Украине затеяли масштабный аудит школьной системы. В 2018 году наша страна планирует присоединиться к международной программе оценивания уровня знаний учащихся PISA, которая проводится под эгидой Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Но перед этим международные эксперты проинспектировать наше образование.

Выявленные проблемы должны стать своеобразным «домашним заданием» для отечественного Министерства образования.

К одним из самых наболевших вопросов, эксперты отнесли ненадлежащее использование родительских взносов в школах, непрозрачность расходов и доходов самих учебных заведений, а также платные дополнительные занятия, то есть, репетиторство, которое организуют школьные учителя.

Некоторые из этих проблем в министерстве хотят решить с помощью нового проекта закона об образовании, который уже принят в первом чтение.

UBR.ua решил узнать, окажется ли на самом деле репетиторство «вне закона» и поможет ли новая законодательная инициатива побороть коррупцию в украинских школах.

Что будет с платными уроками

Первое, что взбудоражило учительскую общественность, так это информация о возможном запрете репетиторства. Ведь учитывая мизерные зарплаты педагогов, дополнительные уроки попросту помогают им выживать.

В министерстве же подозревают, что некоторые учителя могут сознательно «недоучивать» своих подопечных, чтобы затем продавать их родителям дополнительные уроки.

Но как рассказали в МОН, репетиторство отменят никто не будет, поскольку доступных рычагов для этого у чиновников нет. Но об этичности дополнительных платных занятий попросят задуматься директоров школ. Это означает, что многим учителям придется прятаться от руководства, проводя занятия, что не исключает появление своего рода «доплаты за риск».

Как рассказал UBR.ua президент Тьюторской ассоциации Украины Сергей Ветров, лишить украинских педагогов возможности дополнительного заработка не выйдет ведь в их услугах, в первую очередь, заинтересованы сами родители и ученики.

Часто выделенных на тот или иной школьный предмет часов просто на просто не хватает для его полноценного освоения. При этом эксперт согласился, что в школьных учреждениях попадаются порой не самые компетентные преподаватели.

«Половина учителей — люди которые дают сильные знания. 10% — те, кто пришел в школу не за деньгами, а по призванию. Но вот оставшиеся 40% педагогов — случайные люди в этой сфере и способны ли они дать качественные знания — большой вопрос. Хотя и обращаются за репетиторством, конечно, не к ним», — отметил в беседе с UBR.ua Сергей Ветров.

Помимо школ, репетиторством подрабатывают множество частных учебных центров и педагогов «на дому».

«Репетиторство давно стало бизнесом. И развивается согласно законам рынка. Так что законодательные инициативы мало что могут изменить», — заметила в беседе с UBR.ua организатор Клуба репетиторов в Украине Александра Руденко.

Родителей игнорируют

Как рассказала нам адвокат, директор ЮК «Лежух и партнеры» Татьяна Лежух, в действующий закон об образовании уже вносились изменения касательно репетиторства, согласно которым, за учителями было закреплено право на индивидуальную преподавательскую деятельность.

Останется ли эта норма в конечной редакции — пока вопрос открытый.

Также согласно изменениям к закону, родители уже получили право самостоятельно решать вопросы учебно-воспитательной, научно-исследовательской, методической, экономической и финансово-хозяйственной деятельности школы.

Они могут полноценно участвовать в жизни школы — формировании планов приема учащихся, определении содержание образования, приеме на работу педагогов и пр.

Что немаловажно, родители имеют право самостоятельно решать вопросы об использовании всех видов ассигнований, утверждать структуру и штатное расписание в пределах установленного фонда заработной платы, осуществлять общественный контроль за организацией питания, медобслуживания, охраны труда в учебных заведениях.

«И хоть нынешнего финансирования школ хватает в основном только на зарплаты и текущие ремонты, многие родители сейчас просто отказываются сдавать деньги «на школу» потому, что просто не знают, куда они в итоге идут. Они не против помогать финансами, но, чтобы от это приносило видимый результат», — отметил Сергей Ветров.

Позитивным моментом является то, что школы получили дополнительные источники финансирования, среди которых:

  1. средства, полученные за обучение;
  2. плата за предоставление дополнительных образовательных услуг;
  3. средства, полученные за научно-исследовательские работы (услуги) и другие работы, выполненные учебным заведением по заказу;
  4. доходы от реализации продукции учебно-производственных мастерских, предприятий, цехов и хозяйств, от предоставления в аренду помещений, сооружений, оборудования;
  5. дивиденды от ценных бумаг;
  6. валютные поступления;
  7. добровольные денежные взносы, материальные ценности, полученные от предприятий, учреждений, организаций, отдельных граждан.

Но действующий закон просто не исполняется.

«Он не работает, так как предложения родителей просто не рассматриваются. То есть, проблема не в редакции закона, а в его практической реализации», — отметила в разговоре с UBR.ua Татьяна Лежух.

Не верят в скорые изменения

Как заметил Сергей Ветров, даже в случае принятия новой редакции закона об образовании, по-прежнему останется много лазеек для непрозрачного наполнения бюджетов украинских школ и их освоения.

Сама системы яростно противится созданию тех же родительских объединений, которые могли бы реально влиять на жизнь школы,— заметил Ветров.

Что касается родительских фондов, то, как считают эксперты, вовсе не они должны быть основным источником финансирования школ.

«Это задача государства. У нас почти нет фондов, реально созданных родителями. Они вынуждены попросту выкладывать озвученные суммы. Я не верю в такую систему, и родители не верят», — отметила директор Академии современного образования А+ Татьяна Курмаз.

Теги: образование школа репетиторы госбюджет
Источник: Украинский Бизнес Ресурс Просмотров: 4169