Если театр начинается с вешалки, то вуз - со дня открытых дверей. Именно после этого события большинство абитуриентов принимают окончательное решение: поступать или нет в выбранный институт.

Итак, какие моменты необходимо выяснить на дне открытых дверей, чтобы впечатление о вузе было наиболее объективным?

Большинство учебных заведений проводят дни открытых дверей весной или осенью. Обычно информация об этом мероприятии афишируется достаточно широко: объявления на официальных сайтах и информационных стендах вуза, анонсы в специализированных изданиях и т. п. Идти на день открытых дверей не обязательно, но желательно: нужно это в первую очередь самому абитуриенту. В идеале хорошо бы "отметиться" на данном собрании несколько раз: в 10 классе - с чисто ознакомительной целью, осенью выпускного учебного года - чтобы окончательно определиться с факультетом, специальностью, специализацией и формой обучения, и весной - чтобы выяснить условия поступления.

Кто рано встает...

День открытых дверей - мероприятие достаточно долгое: начинается оно, как правило, в 10 утра и продолжается пять-шесть часов. Учитывая, что впереди практически весь день, может возникнуть искушение прийти позже - дескать, времени много, все успеется. На самом деле, на дне открытых дверей стоит появиться за полчаса до начала официальной части, чтобы осмотреться, ознакомиться с повесткой дня, изучить рекламные буклеты и методические брошюры (чаще всего их продают в фойе). Кстати, литература для абитуриентов обычно уже содержит FAQ - ответы на самые распространенные вопросы.

Регламент

Дни открытых дверей во всех вузах строятся по одной схеме: общий сбор - вводная часть - вначале демонстрируется небольшой видеоролик о вузе - слово ректора - выступление еще двух-трех человек из администрации - консультации в аудиториях на факультетах. После официальной части абитуриенты и их родители получают возможность задать все интересующие вопросы. Как показывает практика, гости предпочитают присылать в президиум записки из зала: многие стесняются обращаться к ректору лично. Самые популярные вопросы можно условно разделить на две группы: общего характера (возможные формы обучения, военная кафедра, порядок поступления и т. п.) и конкретные, то есть касающиеся определенной специальности, специализации и т. д. Последние лучше задавать не на общем собрании, а непосредственно на факультете - в этом случае вы получите более исчерпывающий ответ.

Слово ректора

Обращение ректора к абитуриентам - ключевой момент дня открытых дверей. По тому, каким образом построена речь, можно многое сказать об учебном заведении. В идеале этот монолог должен быть максимально конкретным: гости хотят услышать рассказ о специфике данного вуза, а не о системе высшего образования в целом. Цель обращения ректора - объяснить абитуриентам, чем этот институт отличается от десятков ему подобных, чем особенно ценно образование, полученное здесь, какие перспективы ждут выпускников. Если речь состоит из бесконечных дифирамбов в адрес alma mater и - хуже того - отрицательных высказываний о коллегах из "конкурирующих организаций", впору задуматься, так ли уж все хорошо в "датском королевстве".

11 важных вопросов

Обращение ректора закончилось, и настало время задавать вопросы. В идеале список интересующих вас моментов лучше составить дома, иначе многое можно забыть или упустить. Итак, что необходимо уточнить на дне открытых дверей?

1. Статус вуза: обычно абитуриенты осведомлены заранее, в какой вуз они собираются поступать - государственный или негосударственный. Тем не менее, если учебное заведение не входит в "первую десятку", если информации о нем не слишком много, лучше этот пункт лишний раз уточнить.

Если вуз негосударственный Обязательно узнайте, есть ли у вуза лицензия и свидетельство о государственной аккредитации. Эти документы - основополагающие: первый гарантирует право на организацию обучения как такового, второй - право выдавать дипломы государственного образца. И лицензия, и аккредитация "обновляются" каждые пять лет. Кстати, наличие свидетельства об аккредитации нужно уточнить и в государственном вузе - особенно это касается новых, недавно открывшихся специальностей.

Очень важно, есть ли у негосударственного вуза собственное здание. Если его нет, нужно выяснить, на какой срок заключены договоры аренды. Отсутствие собственного помещения у вуза определить несложно: обычно такие учебные заведения снимают несколько небольших площадей (зачастую в разных концах города), а для проведения дня открытых дверей арендуют здание концертного зала или кинотеатра. Если вы оказались именно в такой обстановке, обязательно уточните, где конкретно будут проходить занятия. Не исключено, что "просторные светлые классы" окажутся в неудобном районе.

2. Вступительные испытания: порядок проведения вступительной компании по выбранной вами специальности, сроки, особенности.

3. Конкурс и проходной балл: как правило, в качестве ориентира приводятся данные прошлого года, но не стоит забывать, что конкурс является довольно неточным "измерительным прибором": многие абитуриенты подают документы сразу в несколько вузов, в этом случае число "мифических" претендентов на одно место может значительно превышать реальные цифры.

4. Льготы: если вы относитесь к той или иной группе льготников, имеет смысл уточнить, каким образом ваше право может реализоваться в конкретном вузе: какие документы и справки необходимо собрать. На коммерческие вузы положение о предоставлении льгот не распространяется - этот вопрос решается по усмотрению местной администрации.

5. Подготовительные курсы: режим их работы, возможные формы подготовки (очная, заочная, дистанционная и др.). Также стоит поинтересоваться, получают ли абитуриенты, окончившие эти курсы, какие-то привилегии при поступлении.

6. Военная кафедра: стоит отметить, что вопрос о возможности получить отсрочку от армии обычно задавать не забывают, а порой он звучит на дне открытых дверей несколько раз.

7. Общежитие: свободные места, условия заселения (платно/бесплатно, сразу или спустя какое-то время с момента зачисления в вуз).

8. Преподавательский состав: соотношение количества собственных и внештатных педагогов, число преподавателей с учеными степенями. В вузе может быть порядка 30-40% внештатных преподавателей - обычно это практики, сочетающие основную работу с преподаванием. Такое соотношение считается самым оптимальным для прогрессивного учебного заведения.

9. Материально-техническая база: оснащение вуза компьютерами, наличие библиотек (в том числе и электронных), спортивных площадок, баз отдыха и т. п.

10. Особенности платного обучения: этот вопрос актуален и для коммерческих, и для государственных вузов, в которых есть платные отделения. Нужно выяснить ряд деталей: сколько придется платить в год, есть ли возможность получить кредит на образование, планируется ли увеличение стоимости обучения в течение следующих пяти лет. Если вы собираетесь учиться за деньги, можно попросить для ознакомления образец договора, который заключается между студентом и вузом.

11. Практика: возможность стажировок за рубежом, контакты вуза с потенциальными работодателями, перспективы дальнейшего трудоустройства.

Фигура умолчания

По тому, как ректор и другие участники дня открытых дверей отвечают на вопросы аудитории, можно составить мнение не только об их ораторских способностях, но и о "прозрачности" и открытости учебного заведения в целом. На самом деле на презентации вуза не место "туману" и флеру таинственности - каждый вопрос должен находить конкретный, исчерпывающий ответ. Все аспекты, связанные с учебой (начиная от соотношения платных и бюджетных мест на той или иной специальности и заканчивая временем действия лицензий и договоров аренды) не могут быть предметом коммерческой тайны.

Теги: вузы образование абитуриенты
Источник: 7ya.ru Просмотров: 2709