По иерархическому уровню и степени возрастания ответственности все корпоративные сотрудники делятся на: исполнителей, специалистов и руководителей. В этой статье рассмотрим тип карьеры: руководитель.

Путь в кресло руководителя по праву считается наиболее спорным типом карьеры: никакой другой ее вариант не вызывает у окружающих одновременно столько зависти, восхищения и страха; никакой другой вариант не приносит ее сторонникам столько денег, полномочий и сердечных приступов. Почему?

Особенности

В классической науке выделяют 4 основные функции управления: планирование, организацию, мотивацию и контроль. Но суть руководства, в конечном счете, сводится к балансу двух понятий: власть и ответственность. "Правильное" соотношение того и другого и определяет успех сотрудника на руководящей должности. А перекос в сторону власти или ответственности вызывает большую часть драматических эффектов в жизни менеджера: назначений, переводов, выговоров и отставок.

Принято разделять три вида руководителей:

Оперативный менеджмент (низшее звено). Руководители этого звена максимально приближены к исполнителям и специалистам, и осуществляют ежедневное управление "на местах".

Стратегический менеджмент. К нему относятся руководители высшего звена, которые определяют общее направление развития компании и составляют долгосрочные планы.

"Средний менеджмент", основная функция которого — перевести стратегические цели в тактические задачи. То есть, фактически, это руководители — посредники, передающие сверху вниз управленческий импульс-план, а снизу вверх — обратную связь по достигнутым результатам.

Рост менеджера от низшего звена управления к высшему, на первый взгляд, воспринимается как естественный. Но на самом деле между этими звеньями существует качественная разница: при повышении увеличивается "вес" функций планирования и мотивации в ущерб организации и контролю. То есть, на каждом последующем уровне руководитель должен немного (или совсем) по-другому расставлять приоритеты, мыслить и действовать.

Поэтому именно при вертикальных переходах в системе может произойти "сбой": не каждому менеджеру под силу (да и захочется) осваивать новые подходы и отказываться от старых. Особенно тяжело руководителям дается сокращение функции контроля — отсюда и "хроническая" неготовность делегировать полномочия, погубившая в России уже не один бизнес. Поэтому при планировании этого типа карьеры важно реалистично оценивать свой уровень притязаний — и готовность к дальнейшему развитию.

Но любого руководителя характеризуют одни и те же черты:

ориентация на командный результат. Все успехи и неудачи коллектива руководитель совершенно естественно воспринимает на свой счет — он искренне верит в великое слово "МЫ";

наличие способности, и, что еще важнее, ПОТРЕБНОСТИ командовать и подчиняться. Менеджер готов добровольно отдать часть своей свободы выбора вышестоящему начальнику, потому что считает, что серьезные проекты можно реализовать, только организовав труд нескольких людей (причем для него — чем больше, тем интереснее!);

уважение к иерархической (властной) структуре. В наше время, живя в демократическом обществе, об этом говорить не принято.

Но человек, склонный к карьере руководителя, в глубине души не согласен с утверждением "все люди рождаются равными". На самом деле он уверен: люди рождаются НЕ равными. Они делятся на тех, КТО управляет, и тех, КЕМ управляют. Его внутреннее убеждение именно таково, хотя он не обязательно его озвучивает (или даже полностью осознает).

Плюсы

Плюсы такой карьеры привлекают к ней очень многих сотрудников — в том числе и тех, кому она противопоказана. Это такие бонусы, как наличие властных полномочий, престиж высокого социального положения, большой оклад. И еще осознание своей лидирующей роли в реализации по-настоящему масштабных проектов. Ведь даже самый талантливый специалист не сможет в одиночку запустить ракету в космос или разобрать завалы от землетрясения — тут нужна координация труда многих людей, а следовательно, и руководитель. Так что последнему есть, чем гордиться.

Минусы

К минусам руководящих должностей относятся, например, ненормированный рабочий день. В отличие от рядового сотрудника, руководитель часто не может себе позволить отключить телефон даже на выходные. На его плечи, в конечном счете, ляжет ответственность за любую внештатную ситуацию или форс-мажор.

Эта повышенная ответственность (материальная и моральная) и связанное с ней ПОСТОЯННОЕ психологическое напряжение, является другим важным минусом такой карьеры — а заодно, и причиной большинства начальнических инфарктов.

Для руководителя также почти неизбежна потеря профессиональной квалификации — ведь он, в отличие от своих подчиненных, больше не решает узкоспециализированные задачи, а руководит бизнес-процессами. Само по себе это не опасно — кроме случаев, когда управленческая карьера оказывается для человека ошибкой, и он пытается снова встать на путь специалиста — но понимает, что его знания и навыки уже устарели.

Среди неявных опасностей этого типа карьеры можно выделить наличие управленческого "прокрустова ложа" — довольно жесткое ощущение двойного давления со стороны как непосредственного руководства, так и подчиненных. Практически каждый руководитель должен, так или иначе, согласовывать в своей деятельности интересы двух "смежных" ему уровней иерархии (одного сверху и одного снизу), которые часто противоречат друг другу. Например, решение о сокращении штатов, принятое топ-менеджментом, персоналу сообщит их непосредственный начальник — и он же составит списки на увольнение. В то же время, отстоять повышение зарплаты ценному сотруднику, преодолевая естественное желание собственников сэкономить затраты — тоже его задача. В связи с этим, руководитель часто оказывается "крайним" в ситуациях, на которые он, по большому счету, почти не может повлиять.

Вторым "подводным камнем" является вольная или невольная вовлеченность любого менеджера в корпоративную политику. Там, где есть власть (а полномочия дают БОЛЬШУЮ власть), за эту власть всегда ведется борьба — в компании возникают интриги, манипуляции, неформальные альянсы и проч. и проч. Перед руководителем встает выбор: или потерять свою должность, или предпринять контр-шаги, причем открытая конкуренция с противникам часто невозможна.

И человек, к своему удивлению, совершает такие действия, за которые он еще год назад сам гневно осуждал окружающих. Конечно, для его самооценки это бесследно не проходит.

Кому подходит

Карьера руководителя подходит вам, если вы разделяете указанные выше особенности мировоззрения менеджера. И, кроме того, если вы:

Ненавидите/ презираете роль узкого специалиста.

Настолько энергичны и убедительны, что даже незнакомые люди (продавщица в магазине, секретарь в чужом офисе) почему-то послушно выполняют ваши указания.

В сложной ситуации предпочитаете действовать, а не размышлять.

Не боитесь конкуренции; напротив, она мотивирует вас на борьбу.

Давая одно и то же задание двум сотрудникам, часто совершенно по-разному строите с ними свою беседу.

Противопоказания

Бороться за кресло руководителя не стоит, если:

Больше всего на свете вы цените гармоничные отношения с окружающими и всячески стремитесь избегать конфликтов.

Вам хотелось бы найти один универсальный способ воздействия на всех подчиненных.

Вы предпочитаете работать самостоятельно, а не в команде.

И уверены, что справедливо оценить сотрудника можно только по индивидуальному, а не коллективному результату.

Вы искренне ненавидите иерархическую систему.

Вы верите, что лучший руководитель — это друг своих подчиненных, и хотели бы таковым стать.

Как вырасти

Основное направление вашего роста — строго вверх. Поднимайтесь по карьерной лестнице внутри своей компании, осваивая новые функции среднего или высшего менеджмента.

Другой путь — перейти в более мелкую компанию с одновременным повышением должности, оплаты и ответственности за результат.

Либо, напротив, сменить компанию на более крупную (например, транснациональный холдинг). С одновременным "спуском" на одну ступень иерархии (хуже, если две и более) и получением более серьезной карьерной перспективы на будущее.

И напоследок, пару слов о "предпринимательском искушении" менеджера.

Как показывает практика, мысль об открытии своего дела посещает большинство руководителей. Но уходить в частный бизнес, успешно работая на управленческой должности, далеко не всегда целесообразно. Ведь при этом кардинально меняется тип карьеры, который требует от человека совершенно других установок и компетенций.

Бизнес — ваш вариант, если вы, волею судеб, уже приобрели УСПЕШНЫЙ опыт "внутреннего" предпринимателя, с нуля открывая новые направления/ филиалы и самостоятельно привлекая к ним клиентов.

Если этого опыта нет, дважды подумайте, стоит ли рисковать вашей престижной карьерой. Ведь, скорее всего, одним из главных мотивов ее выбора для вас было стремление работать в рамках четкой и относительно стабильной управленческой структуры.

А в бизнесе результат гораздо более непредсказуем, чем в иерархических перемещениях.

Теги: работа карьера человек
Источник: stepchange-career.com Просмотров: 1497