Человек, принимающий на работу своих знакомых, собственными руками вешает себе на шею лишний груз проблем.

На него падает двойная ответственность: за человека - перед организацией, за организацию - перед человеком. От этой ответственности можно сколько угодно открещиваться, но если что-то пойдет не так, если у протеже возникнет какой-то конфликт на работе - рекомендодатель рискует и лишиться друга-приятеля ("как ты мог допустить?"), и подмочить свою деловую репутацию ("кого ты нам привел?"). Отсюда резонный вопрос: стоит ли брать на себя эту головную боль?

Видимо, стоит - но только при соблюдении двух ключевых условий. Первое: железобетонная уверенность и в своем знакомом, и в своей фирме. Второе: найм именно этого человека должен быть выгоден и ему, и работодателю. Причем очень выгоден, более выгоден, чем поиск обычным способом - на открытом рынке.

Иными словами, если одна из сторон воспринимает сотрудничество как одолжение другой стороне, то от него лучше воздержаться. В жизни это может выглядеть так. "Я знаю, у тебя сейчас сложности, мы дадим тебе эту работу, чтобы помочь выкарабкаться из проблем и поддержать тебя". Или наоборот: "Мы не можем платить тебе столько, сколько ты стоишь, но ты нам очень нужен - помоги по дружбе!" Как только в ваших переговорах запахло чем-то подобным - от всей души советую, сворачивайте их скорее под благовидным предлогом.

Мало что действует на рабочий климат в коллективе столь же разрушительно, как наличие "любимчиков" и "неприкасаемых": любовниц, великовозрастных детей-бездельников, тетушки предпенсионного возраста, которой позарез нужен непрерывный стаж и регулярные налоговые выплаты. Другие сотрудники, глядя на то, как фаворит начальника бездельничает, пока все пашут, рано или поздно задумаются: а так ли уж надо пахать? Начнутся сплетни, подсиживания и саботаж. Оно вам надо? Кстати, если ваш подопечный ни на что не годен - кто будет доделывать и переделывать его работу?

Есть и еще один минус. Избыток общения на работе может привести к "передозировке", к тому, что у вас пропадет желание иметь друг с другом дело на досуге. По этой причине, кстати, мужьям и женам не советуют работать вместе.

Впрочем, есть и плюсы.

Во-первых, своего знакомого вы знаете лучше, чем чужого человека. Вы знаете его сильные стороны и ограничения, скрытые таланты и столь же тайные страхи, семейные обстоятельства, вкусы и предпочтения, взгляды на жизнь и прочее. Значит, у вас появляются дополнительные возможности наилучшим для всех образом приспособить его к работе - а работу к нему.

Во-вторых, если общаться с посторонним вы можете только на одном языке - на официальном, то с приятелем можно поговорить и по-приятельски. Иногда это удобно: ну как, спрашивается, на официальном языке сделать человеку замечание за, например, неподобающий внешний вид? Как попросить пресечь нежелательные сплетни в коллективе или пошпионить для вас? С другой стороны, ведь и он может говорить с вами по-свойски. Например, сказать, что где-то вы зарапортовались, кого-то обидели, вот-вот сделаете глупость и так далее. В общем, должен же быть в свите хоть один мальчик, способный пискнуть - пусть вам на ушко - что король голый.

В-третьих, кроме писаных правил существуют и неписаные, причем "дух" организации гораздо эффективнее поддерживается именно неписаными правилами. Как в фирме принято обедать и пить кофе, поздравлять коллег с днем рождения, в котором часу уходить домой, в каком тоне и стиле общаться друг с другом, какие причины считаются уважительными, чтобы отпроситься с работы и так далее - все это либо невозможно, либо не нужно вводить приказами и распоряжениями. Это - вопрос традиций и негласных "конвенций". Если вам нужно ввести новые "конвенции" или изменить существующие, то маленький "заговор", в котором можно поучаствовать знакомого - то, что нужно.

Теги: работа человек
Источник: Медпортал Просмотров: 751