Каждая третья компания мира планирует работать над собственной привлекательностью на рынке труда, а каждая пятая - уже этим занимается. Собственная репутация работодателей интересует тем больше, чем ближе вторая волна мирового финансового кризиса. И украинские компании — не исключение. Не нужно быть Кассандрой, чтобы спрогнозировать, что 2012 год станет очередным испытанием для рынка труда Украины. О том, с чем столкнутся работодатели, какие меры предпринимают для минимизации влияния кризиса и какие специальности будут наиболее востребованными в следующем году, UBR.UA поговорил со специалистом по исследованиям и коммуникациям международного кадрового портала hh.ua Юрием Палийчуком.

UBR.UA: Эксперты прогнозируют вторую волну мирового кризиса, которая, по их мнению, должна прийти в Украину в конце этого года. Ожидания кризиса отображаются на рынке труда?

Ю.П.: Говорить о том, что кризис в Украине наступил — преждевременно. На сегодняшний день работодатели не перестали набирать персонал. Из месяца в месяц количество вакансий увеличивается. Поэтому пока нельзя говорить, что ожидания кризиса сильно отразились на рынке труда. Однако работодатели уже начали к нему готовиться. И в этом есть несомненный плюс. Плюс хотя бы в том смысле, что, в отличие от 2008 года, не стоит ожидать массовых увольнений. Работодатели уже оптимизируют штат, делая упор на персонал, который зарабатывает деньги. То есть, акцент делается на тех сотрудниках, которые делают деньги, а не осваивают бюджеты.

UBR.UA: В период кризиса 2008-го года репутация многих компаний пострадала из-за массовых увольнений сотрудников. Работодатели сделали из этого какие-то выводы?

Ю.П.: Репутация работодателя, что это то, что о компании говорят в "курилках" и ресторанах. В 2008 году ряд компаний поплатились из-за увольнений своих сотрудников и мы видим, что они сделали некоторые выводы из этой ситуации. В частности, в 2008 году много студентов и специалистов начального уровня потеряли работу в первую очередь. После кризиса им было очень тяжело вернуть свои позиции на рынке труда. И это влияло на репутацию работодателей.

В этом году мы наблюдаем другую тенденцию: 27% компаний, которые так или иначе в 2011 году строили свою репутацию, как работодатели, стали работать именно с молодежью и студентами. То есть, делали ставку на обучение молодого сотрудника, чтобы получить эффективный результат на выходе.

Однако, в случае второй волны кризиса, стоит ожидать оптимизации зарплатных фондов. Это первое, чем займутся работодатели. В 2008 году мы уже наблюдали подобную оптимизацию, когда один сотрудник "закрывал" собой 2-3 позиции в компании. То есть, бухгалтер мог, одновременно, быть и ассистентом руководителя. Или когда маркетологи параллельно занимались пиаром. Стоит также отметить, что работодатели уже сегодня максимально оптимизировали свой штат так, чтобы, в случае наступления кризиса, в компании оставались лишь эффективные сотрудники, которых не нужно будет сокращать.

UBR.UA: Если массовых сокращений персонала в коммерческих структурах не будет, то что ожидает работников бюджетной сферы?

Ю.П.: Бюджетники - это отдельная тема разговора. Рынок труда на госслужбе и так особый, он работает по своим законам. Штаты госструктур из года в год разрастаются, а не оптимизируются. Поэтому их кадровая политика не поддается рациональному анализу. Государство продолжает плодить чиновников и бюрократов, которые занимаются неизвестно чем. Вероятно, сокращения штатов в госструктурах не произойдет. Это не выгодно государству, поскольку надвигаются парламентские выборы. А клерки, работающие в госструктурах — это хороший электорат, который стройными рядами пойдет голосовать, как надо. К тому же, бюджетники способны оказать своим работодателям мощное сопротивление.

UBR.UA: Какие специалисты востребованы сегодня? Кому не стоит бояться кризиса и кто переживет его лучше остальных?

Ю.П.: Как и весь последний год высоким спросом на рынке труда пользуются программисты, медработники и менеджеры по продажам. Востребованность первых двух категорий связана с тем, что они действительно редкие специалисты. А менеджеры по продажам — это те, кто приносит компании деньги.

Что же касается прогнозов, лучше всего кризис переживут IT-шники, медпредставители, специалисты, которые работают в пищевой и алкогольной промышленности. И, в целом, редкие специалисты. Если посмотреть на примере IT-шников, то за два последних года в Украине сохраняется огромный дефицит на разработчиков программного обеспечения. Эти вакансии трудно было закрыть, поскольку на одного разработчика предлагалось больше двух вакансий. Можно с уверенностью предположить, что кризис программисты переживут безболезненно.

UBR.UA: 18 ноября HeadHunter проводит церемонию награждения победителей Премии HR-бренд года. Этот проект чем-то отличается от множества других? И целесообразно ли говорить о брендах в период, когда рынок труда замер в ожидании кризиса?

Ю.П.: Говорить об этом стоит. Поскольку репутация - это та составляющая бизнеса, которая будет спасать компанию в период кризиса. Репутация компании, как работодателя, заключается в том, чтобы найти и удержать талантливых сотрудников, это влияет на качество выполнения бизнес-задач и, как следствие — на прибыльность. Кроме того (и это, пожалуй, самое главное в период кризиса), репутация влияет и на инвестиционную привлекательность компании.

Собственно, этот конкурс тем и отличается от других, что мы определяем лучших на основании того, как они работают со своим персоналом. То есть, это не награждение компании. Это награждение лучших проектов, которые были реализованы работодателем и направлены на работу с персоналом. Более того, чтобы получить Премию HR-бренд года не обязательно быть крупным холдингом с десятками тысяч наемных сотрудников. Нужно показать реальную работу, которую проводят компании для улучшения условий труда своих сотрудников.

Теги: работодатели сотрудники работа рынок труда кризис репутация
Источник: Украинский Бизнес Ресурс Просмотров: 3136