На прошлой неделе Верховная Рада отклонила законопроект №6329 — об изменениях в бюджетный кодекс, без которых реализация медицинской реформы становится невозможной. Как уже писал UBR.ua, причиной провала законопроекта эксперты называют прописанную в нем попытку централизации субвенций, а это 50 млрд. грн. О том, будет реализовываться медицинская реформ без денег, и о том, почему депутаты дали задний ход UBR.ua спросил у эксперта медицинской группы Реанимационного Пакета Реформ Александра Ябчанки.

Александр Владимирович, кто, по вашему мнению, стоит за провалом законопроекта об изменениях в бюджетном кодексе, необходимых для старта медицинской реформы?

Законопроект №6329 был необходим, чтобы изменить нынешнюю концепцию бюджетного финансирования здравоохранения в Украине. Без этих изменений у реформы нет шансов. Ее ведь нельзя реализовать на «чуть-чуть», или на половину. Ее необходимо или проводить, или не проводить. Поэтому, если изменения в бюджет сделаны так и не будут, то и реформа нам не грозит.

Части народных депутатов попросту выгодно, чтобы старые схемы финансирования медицины оставались без изменений. В чем выгода? Да в том, что «неформальные» платежи украинцев в «карман» системе — это непрекращающиеся миллиардные потоки. Посмотрите на декларации доходов некоторых украинских главврачей, которые были недавно обнародованы Центром противодействия коррупции. Они ясно дают понять, что некоторые представители медицинского сообщества весьма неплохо устроились в этой системе. И их интересы лоббируются на самом высоком уровне.

Вторая категория депутатов, проголосовавших против законопроекта №6329 — ярые противники любых изменений и реформ в Украине.

Удивляет позиция главы профильного комитета — Ольги Богомолец, которая высказалась против законопроекта №6329.

Странная история — глава профильного комитета, состоящая во фракции БПП, блокирует инициативу, которую поддерживает сам президент Петр Порошенко. Дело в том, что общественный резонанс, который возник вокруг медицинской реформы, достиг уже такого масштаба, когда не вмешаться в ситуацию президент просто не мог. Был проведен национальный совет по реформам и Порошенко четко озвучил свою позицию в контексте реформ — именно законопроекты №6327 и 6329 он рекомендовал парламенту утвердить, причем утвердить в ходе теперешней сессии.

Но ведь отклонили только законопроект №6329, а первый — 6327, утвердили и отправили на доработку. Что это значит? Что украинцы получат в результате этой доработки?

Те правки, которые уже внесла в оба законопроекта рабочая группа, полностью конструктивны. Законопроекты полностью отражают те положения, которые необходимы для реализации правительственной концепции реформы. Что будет на выходе, после доработки, мы увидим только перед вторым чтением, но важно другое — чтобы там не доработали, без изменений в бюджетный кодекс реформа не заработает.

Что будет с медицинской реформой теперь, когда отклонили возможность для ее финансирования?

Я думаю, что депутаты сейчас стоят перед очень непростым выбором. С одной стороны, им, возможно, уже хочется держаться от этой темы подальше. Насколько она щекотливая и в то же время злободневная, а наши депутаты, как известно, не очень любят брать на себя ответственность.

С другой стороны, не принять какую-либо позицию в отношении медицинской реформы, которая сегодня находится в центре внимания украинцев, политически крайне недальновидно. Поэтому депутатам вскоре все-же придется определится. Не просто проигнорировав голосование, не придя на него, что обществом уже воспринимается как однозначное «против». И не проголосовав, по сути, «против», поскольку сегодня у оппонентов реформы, по большому счету, нет весомых для общества аргументов. Депутатам придется определяться. И я думаю, что в конечном счете мы все-же получим какой-то сдвиг в сторону медицинской реформы.

Может ли в ходе реализации реформы как-либо поменяться гарантированный пакет медицинских услуг, который государство намерено оплачивать на 100%?

Государственное покрытие первичной, экстренной, паллиативной помощи, родов, медикаментов — всего того, что уже и так входит в гарантированный пакет, не изменится.

Но наиболее полный, исчерпывающий перечень всех гарантированных государством медицинских услуг, которые в дальнейшем будут оплачиваться на 100%, должен быть озвучен в конце 2018 года.

Что технически для этого нужно сделать? Для начала Кабинет Министров тщательно высчитает, что именно можно купить за те 3% ВВП, которые сейчас выделяются на систему здравоохранения. Затем эти данные будут поданы на рассмотрение ВР. И депутаты окажутся перед сложным выбором. С одной стороны, они будут понимать, что следующий — 2019 год, будет предвыборным, а значит необходимо набирать политические баллы. Но с другой, они будут обязаны голосовать за гарантированный пакет. А с учетом того, что на порядка 70 млрд. грн. в год он будет действительно минимальным, народным депутатам придется решать — оставлять его без изменений, что электорально будет выглядеть не очень привлекательно, или увеличивать. Но тогда необходимо увеличивать и финансирование, на что нужно будет найти деньги.

Так ли уж нужна украинцам медицинская реформа?

Давайте объективно взглянем на реалии — сегодня украинцы живут в системе, зафиксированной в Конституции как право граждан на получение бесплатной медицинской помощи. Но государство при этом перекладывает выполнение своих обещаний на другие плечи. Плечи медиков, органы местного самоуправления, самих пациентов.

Судите сами — попадая в больницу, большинство рядовых граждан 95% необходимых медикаментов покупают за свой счет. И можно только догадываться о том, сколько денег они оставляют в клинике в виде так называемых «неформальных» платежей. Выходит, что нам пообещали бесплатную медицину, но никаких гарантий ее получения мы не имеем.

С другой стороны, нужно понимать, что государство, выделяя ежегодно порядка 3% ВВП на обеспечение здравоохранения украинцев, распределяет их таким образом, что у врачей средняя заработная плата едва превышает 3 тыс. грн. За эти деньги они должны лечить нас бесплатно.

Неудивительно, что большинство оказывается перед нелегким выбором — лечить и надеяться на «благодарность» пациента, или сразу озвучивать ту сумму, которую они сочтут приемлемой платой за свои труды. То есть, пациент поставлен в условия, когда у него нет никаких гарантий предоставления обещанной бесплатной медицинской помощи, а врач стоит перед выбором — быть рэкетиром или нищим.

Результатом этого подхода к здравоохранению стало, как минимум, то, что средняя продолжительность жизни у украинцев сегодня на 11 лет ниже, чем у жителей ЕС. И каждый год порядка 640 тыс. отечественных домохозяйств испытывают катастрофические финансовые сложности, когда кто-либо из членов их семей заболевает.

Свидетельство этому — многочисленные призывы о помощи, которые в нашем обществе сегодня стали привычным явлением. Поэтому, украинцы стараются держаться подальше от отечественной медицины. По статистике, 92% украинцев считает, что проблемы со здоровьем у кого-то из членов их семей означают катастрофу семейного бюджета. И медицинская реформа, в концепции, изложенной министерством здравоохранения, призвана изменить такое положение дел.

Во-первых, МОЗ предлагает отойти от обещаний бесплатной медицины и перейти к конкретике — к тому, что именно государство может дать украинцам в плане медицины за бюджетные деньги. Речь идет о государственном гарантированном пакете медицинских услуг. Во-вторых, государство планирует постепенно уходить от содержания учреждений здравоохранения на бюджетные деньги и переходить к закупке у этих учреждений медицинских услуг.

В каких медучреждениях для украинцев будут закупаться эти медицинские услуги, решать только им. Куда пациент сам захочет обратится, туда за ним и «пойдут» бюджетные деньги на его лечение. Это общий принцип предлагаемых изменений.

Теги: медицина медицинская реформа здоровье
Источник: Украинский Бизнес Ресурс Просмотров: 1360