Затеянная отечественным Минздравом медицинская реформа набирает обороты. 6 апреля Верховная Рада приняла в целом законопроект №2309 а-д, предусматривающий автономизацию лечебных учреждений.

Проще говоря, государственные клиники теперь могут стать полноценными коммунальными или казенными предприятиями с отдельным расчетным счетом и деньгами, которыми им позволят распоряжаться по своему усмотрению.

Сейчас больницы сидят на полном содержании управлений здравоохранения и даже вынуждены «сдавать» им обратно неизрасходованные по определенным программам средства. Процедуру «развода» докторов с чиновниками запустят уже в этом году: закон вступает в силу через 6 месяцев после публикации.

Болезненное лечение

Попытки дать каждой больнице свободу для маневра наблюдаются уже не первый год. Собственно, законопроект №2309 а-д пылился в парламенте с 2015 года. Лоббисты разных мастей и общественники сломали все копья, пытаясь найти компромиссный вариант.

Бизнесмены от медицины давно положили глаз на государственные клиники, которые можно было легко приватизировать под видом автономизации, рассказал UBR.ua глава общественной организации «Медицинский контроль» Игорь Щедрин. И только в последний момент в документ удалось внести правку, запрещающую приватизацию клиник и их перепрофилирование.

Схожая ситуация с вопросами контроля. Лишь ко второму чтению в документе появилась норма о том, что владельцы медучреждений (местные власти) смогут создавать наблюдательные и опекунские советы, которые будут отслеживать, куда уходят больничные деньги. Причем, в таких советах обязательно должны быть представители общественности.

Законодатели рассчитывают, что, теперь, когда все разногласия сняты, ситуацию в каждой отдельной больнице должна улучшиться, а и в итоге в Украине таки появится качественная медицина. Впрочем, эксперты, с которыми удалось пообщаться UBR.ua предупреждают: в законе полно ловушек, в которые рискуют попасть и врачи, и рядовые украинцы.

Все за деньги

Игорь Щедрин уверен — медицинской реформы без автономизации не будет. Ведь суть медстрахования, которое профильное министерство обещает запустить уже в этом году, в том, что государство будет закупать услуги у лучших клиник. Проявить себя лечебные учреждения смогут до 2020 года — именно с этой даты Минздрав прекратит сотрудничать с учреждениями, которые не станут автономными.

Те, кто решиться выйти из-под государственной или ведомственной опеки, получат все атрибуты самостоятельности — отдельный счет, на который будут перечисляться деньги из бюджета, право искать дополнительные источники дохода и распоряжаться полученными средствами, скажем, закупать лекарства, оборудование и пр.

Для рядовых украинцев самый интригующий пункт в этом списке — о «дополнительных источниках дохода». Ведь он подразумевает, что клиники смогут открыто зарабатывать на пациентах, предоставляя им платные услуги. Собственно, деньги берут и сейчас, но эксперты побаиваются, что после официальной отмашки аппетиты наших докторов еще больше вырастут.

«Власти официально признали, что денег на бесплатное лечение в бюджете нет, и теперь врачи должны сами искать средства, а где именно, каждая больница будет решать сама — то ли у пациентов, то ли у спонсоров», — рассказал UBR.ua руководитель международного благотворительного фонда «Здоровье украинского народа» Сергей Сошинский.

Кабмин должен отдельным подзаконным актом утвердить формулу расчета стоимости медуслуг, а сам прайс станет единым для всей страны. Клиники будут работать по следующей схеме: часть денег они получат из бюджета (фиксированная сумма из расчета на каждого пациента, включающая лишь самую необходимую помощь), а часть — вполне официально смогут требовать у людей.

Зачем врачам самостоятельность

За полученные средства больницы и будут докупать недостающие лекарства, оборудование, доплачивать врачам и пр. По крайне мере, на это рассчитывают законодатели.

Но на практике картинка может оказаться не столь идиллической.

«Не все главврачи — хорошие менеджеры. И далеко не каждый сможет эффективно наладить работу клиники. Тем более, что для самих главврачей это нововведение — как снег на голову. Их никто не учил вести медицинский бизнес», — заметил Сошинский, прогнозируя, что многие руководители госклиник попросту будут вынуждены уволиться, и, хорошо, если к тому времени они не успеют разорить вверенное им учреждение.

Более хваткие доктора, наоборот, смогут построить на новом законе выгодные коррупционные схемы, тратя больничные деньги по своему усмотрению.

«Если на местах власти не возьмут ситуацию под контроль, то больницы попросту разворуют. Прописанные в законе наблюдательные и опекунские советы — фикция. В свое время мы пытались организовать таковые в нескольких клиниках Киева, Николаева, Харькова и Херсона. Оказалось, что этому тоже нужно учить. И нужна немалая армия активистов, которая бы за это взялась. Иначе главврачи попросту обзаведутся «карманными» контролерами», — уверен Сошинский.

Хотя Щедрин с ним не согласен. «Даже если половина общественников будут «чиновничьими», то вторая половина сможет реально контролировать врачей», — считает он.

Теги: медицина медицинская реформа госбюджет
Источник: Украинский Бизнес Ресурс Просмотров: 7023