Разрекламированная отечественным Минздравом реформа здравоохранения может сказаться на здоровье наших граждан не лучшим образом. Принцип «деньги идут за пациентом», который предусматривает отказ от финансирования койко-мест, а выделение средств тем докторам, которые реально будут лечить конкретного человека, хоть и является прогрессивным, но все же не лишен недостатков.

Как сообщил президент Национальной академии медицинских наук Украины Виталий Цимбалюк, сейчас бюджет направляет деньги на содержание местных медучреждений. Но в будущем бесплатно лечиться, например, в столичном институте нейрохирургии жители других регионов смогут только по направлению облздравов. Без него пациенту придется платить из своего кармана.

«У нас уже был так называемый квотный принцип лечения. Тогда в облздравах от врачей стали требовали или лечить на месте, как могут, или освобождать койку в больнице для других пациентов. То есть, для сохранения денег, которых на местах всегда не хватает, перестанут направлять пациентов в клиники, где может быть оказана более квалифицированная помощь. Это может стать настоящей трагедией для таких пациентов», — заверил Цимбалюк.

Эксперт честно признается, что не знает, как этого избежать. По его словам, сейчас ученые посылают свои комиссии и смотрят, насколько хорошо могут оперировать в тех или иных клиниках.

«Если мы видим, что нейрохирург в своей жизни сделал только 1-2 сложных операции (например, невринома слухового нерва), мы не разрешаем ему их проводить. Есть определенные диагнозы, которые можно лечить только здесь, в Киеве, чтобы спасти жизнь пациенту», — утверждает Цимбалюк.

Сколько стоит инфаркт?

В начале мая президент подписал закон №2002- VIII, согласно которому с 6 ноября 2017 года украинские клиники получат официальное право брать деньги с пациентов. Так называемая автономизация медицинских учреждений предусматривает, что финансовое обеспечение здравоохранения может осуществляться не только за счет средств государственного и местных бюджетов, а также из кармана юридических и физических лиц.

«Этот закон знаменует переход к новой эре украинского здравоохранения — от финансирования койко-места к оплате реально оказанных медицинских услуг. Однако государство до сих пор не знает, во сколько обходится, например, лечение одного туберкулезного больного или пациента с инфарктом», — рассказала народный депутат, председатель комитета по вопросам здравоохранения ВРУ Ольга Богомолец.

Пока прописано только определение медицинской услуги — лечение конкретной болезни. А также возможность главврача самостоятельно определять необходимость существования тех или иных отделений в больнице и количества мест в них в зависимости от потребностей общины. Фактически, главврач самостоятельно будет решать, на что будут расходоваться средства. При этом для контроля за его деятельностью и защиты прав пациентов местными советами будут создаваться наблюдательные советы.

По словам Ольги Богомолец, необходимо определить протоколы и стандарты лечения, а также утвердить формулы расчета себестоимости той или иной медуслуги. Чтобы было понятно, за что надо платить, и кто будет это делать.

Иначе без утвержденных Минздравом расценок на медицинские услуги, разные клиники будут выставлять разные цены за одинаковое лечение. Без принятия дополнительных законов, которые будут определять, кто и за какое лечение должен платить и главное — сколько, в этой отрасли начнется полная неразбериха.

«Нужен стандарт лечения. Чтобы пациент мог проверить, вся ли помощь ему была оказана. Нужен расчет модели себестоимости и референтные цены на лекарства и услуги. Тогда только можно реализовать модель автономизации финансирования клиник», — считает глава профильного парламентского комитета.

В то же время, в Минфине думают об экономии бюджетных денег. Поэтому Минздрав предлагает платить только за неотложную помощь, а вот плановое лечение пациент должен финансировать сам.

«Например, человек в предынфарктном состоянии не получит бесплатной помощи пока не случится сердечный приступ. Такая модель однозначно приведет к сокращению численности населения страны. Потому что у многих сейчас нет денег на плановое лечение», — считает Ольга Богомолец.

Как ранее заявляла и.о. министра здравоохранения Уляна Супрун, если подготовленный правительством пакет законов не будет принят до лета, то реформа может быть отложена до 2021-2022 гг. Он уточняла, что в Верховную Раду поданы четыре законопроекта: о государственных финансовых гарантиях (№6327), о дополнительных гарантиях для бойцов АТО (№6328), об изменениях в Бюджетный кодекс (№6329) и об изменениях к закону о публичных закупках (№6347).

Их планируется рассмотреть на текущей пленарной неделе. Кроме того, в повестку дня также готовы внести альтернативные законопроекты от 25 апреля, инициатором которых выступил заместитель главы профильного парламентского комитета Олег Мусий.

Тем временем в Минфине взялись протестировать на практике новую модель финансирования медицины и с 1 июля 2017 года будет запущен пилотный проект.

Медицинские опыты

Как рассказал Виталий Цимбалюк, из 36 институтов было выбрано четыре лучших в области нейрохирургии, кардиохирургии, кардиологии и общей хирургии. Разработали протоколы и стандарты лечения, которые отвечают европейским аналогам по каждой нозологии.

На базе этих учреждений с 1 июля 2017 года будет на практике отрабатываться новая модель медицины. Минфин выделяет на эти цели 200 млн грн. Была подсчитана стоимость лечения разных заболеваний по протоколам лечения. Определили за три последних года среднее количество пациентов по разным видам заболеваний или травм. И посчитали сколько и каких категорий (инвалидов, раненых и т.п.) пациентов с ними обращается.

Пока в Украине не разработан единый стандарт оказания медицинских услуг и вид договора финансирования клиник из бюджета.

Эксперт медицинской группы Реанимационного пакета реформ Зоряна Черненко рассказала, что договор может быть пакетный — оплачивается вся помощь, которая оказывается населению (как сейчас). Может быть согласован только средний объем количества обращений и стоимость лечения. А можно платить только за каждое конкретное обращение.

«Расчет стоимости услуги также важен. Есть разные формулы и нужно выбрать наиболее подходящую. Чтобы в итоге пациент четко знал, сколько стоит лечение конкретной болезни, независимо от региона», — говорит Черненко.

Плюс необходимо выработать критерии отбора клиник — получателей бюджетных денег. Ведь если требования будут слишком высокими, то большинство районных больниц просто окажутся без такого финансирования.

«Но для пилота на полгода будет достаточно любого из расчетов. С 1 июля этим учреждениям не будут платить на койки. Сколько пациентов придет — столько денег больница и получит», — заметил Виталий Цимбалюк.

По его словам, с Минфином удалось договориться о закупке необходимых препаратов и материалов. Если 200 млн грн хватит не на полгода, а на 3-4 месяца, то эксперимент будет финансироваться дополнительно. Чтобы понять на практике, во сколько обойдется лечение.

«Сразу скажу, этих денег не хватит, чтобы обеспечить ургентную помощь и помощь раненым бойцам, беременным женщинам, детям и другим. Но до конца года мы увидим, как наши медучреждения смогут выживать в новых условиях», — сказал Цимбалюк.

Теги: медицина здоровье медицинская реформа цены
Источник: Украинский Бизнес Ресурс Просмотров: 11621