Классики советской фотопублицистики: Игнатович, Шагин, Бальтерманц, Халдей.

Борис Игнатович (1899–1976).

Начинал как редактор и журналист, но фотографическая слава затмила его достижения на литературном поприще. С 18-ти лет он работал в редакциях газет. С 1922 по 1925 гг. заведовал в Ленинграде редакциями юмористических журналов. Весной 1923 года Борису Игнатовичу дарят карманный "Кодак", и он просит пришедшего к нему в редакцию Михаила Зощенко немного попозировать. Уходя же вместе с Зощенко с работы, Игнатович сделал свой первый репортажный кадр – снял писателя-сатирика, покупающим яблоки. С этого и началось его увлечение фотографией.

Иван Шагин (1904–1982).

На протяжении 17 лет работал фотокорреспондентом газеты "Комсомольская правда", во время Великой Отечественной войны, в качестве военного корреспондента, снимал от первого до последнего дня — от объявления о нападении Германии на Советский Союз и работы в тылу до подписания капитуляции в Берлине в мае 1945 года.

До того как стать фотографом, Шагин был мальчиком в лавке в Москве, матросом на Волге, приказчиком в столичном нэпмановском магазине. С 1925 года в СССР начал выходить журнал "Советское фото". Он немедленно приобрел громадную популярность, и Советский Союз захлестнула волна фотолюбительства. При заводах, клубах, домкомах, как грибы после дождя, возникали фотокружки и объединения фотолюбителей. Молодой и любознательный Иван Шагин не остался в стороне – вступил в кружок при газете "Наша жизнь", где и освоил азы фоторепортажа. Новое дело увлекло Шагина целиком и полностью. Вскоре его первые снимки уже публиковались в изданиях, выходивших под эгидой концерна "Сельхозгиз", а Шагин оставил работу продавца для карьеры фотографа.

Дмитрий Бальтерманц (1912–1990).

Начал свою трудовую деятельность в 14 лет. Он пробовал свои силы в самых разных областях, однако с особенным удовольствием устраивался туда, где мог иметь дело с фотографией. В течение нескольких лет Дмитрий ассистировал ("принеси-подай") нескольким известным фотографам, помогал оформлять витрины в издательстве "Известия", работал наборщиком в типографии, киномехаником, помощником архитектора.

Окончив в 1939 году механико-математический факультет Московского государственного университета, Дмитрий Бальтерманц был принят преподавателем математики в Высшую военную академию в звании капитана. В этом же году молодой человек по заказу газеты "Известия" выполнил свой первый профессиональный фоторепортаж, запечатлев ввод Советских войск на территорию Западной Украины. Эта поездка решила судьбу Бальтерманца: он был зачислен в штат "Известий" и стал профессиональным фотографом.

Евгений Халдей (1916–1997).

Родился в Украине во время Гражданской войны. В 1917 его мать была убита. Осиротевшего мальчика приняла к себе бабушка, которая воспитывала Евгения в строгих еврейских традициях. Впрочем, интересы мальчика лежали отнюдь не в религиозной плоскости. Будущий фотограф явно предпочитал местное фотоателье, где он работал подмастерьем.

В возрасте всего 12 лет Евгений Халдей смастерил свою первую фотокамеру: объективом послужила линза из бабушкиных очков, а корпусом – обычная картонная коробка. С помощью этого устройства он сделал свой первый снимок, который запечатлел городскую церковь. Церковь вскоре была разрушена, и мальчик, ставший обладателем исторической фотографии, начал задумываться о силе фотоискусства.

Впрочем, эпоха к подобным мыслям не располагала. В 1930 году на Украине начался голод. Евгений Халдей устроился чистильщиком в паровозное депо. Тяжелая работа открыла новые финансовые и творческие возможности. Халдей с рассрочкой на год приобрел фотоаппарат Фотокор-1 и принялся с энтузиазмом фотографировать заводскую жизнь. На один из этих снимков, запечатлевший рабочего у газгольдера, обратил внимание редактор заводской газеты. Это и стало началом трудовой биографии Халдея-фотографа.


Теги: фотографии ссср фотоискусство
Источник: lookatme.ru Просмотров: 10661