Украине рисуют заманчивые туристические перспективы. Дескать, через 10 лет 25-30 млн. наших сограждан будут путешествовать по отечественным маршрутам, столько же приедет иностранцев, которые пополнят местные бюджеты на 400 млн. грн. А сводный туристический бюджет страны достигнет рекордных 10 млрд. грн. в год.

Такие цели заложены в новую Стратегию развития туристической отрасли до 2026 года, разработанную Минэкономики. По мнению авторов, туризм наконец-то должен стать приоритетным для Украины. Доля этого рынка в ВВП многих стран составляет 22-50%, а в некоторых дотягивает и до 60-70%. В Украине же она за последние годы снизилась и едва превышает 2%.

Впрочем, сочинять помпезные стратегии нашим чиновникам не впервой. Кабмин уже принимал программные документы по туризму в 2008 г. и 2013 г. Сроки их действия давно истекли, но особых результатов не видно.

«Не видел ни одного публичного отчета по выполнению принятых документов», — отметил президент Ассоциации лидеров турбизнеса Украины Александр Новиковский.

UBR.ua решил выяснить каковы перспективы воплощения в жизнь новой стратегии и как она реально может изменить туристический рынок Украины.

Что реально можно сделать

Опрошенные UBR.ua эксперты сам факт принятия стратегии назвали позитивным. Но вот сам документ им не очень понравился. Относительно реальными они назвали не больше 30% заявленного в Дорожной карте. Это, в частности, создание государственных кадастров курортных территорий и лечебных ресурсов, отмена лицензирования туроператорской деятельности, «горячая линия» для обработки жалоб украинских и иностранных туристов и оказания им помощи.

Властям по силам воплотить в жизнь и большой законодательный блок, предусматривающий изменение действующих и разработку новых законов (по саморегулирующимся организациям туротрасли, привлечению в нее инвестиций и пр.).

Впервые появился также маркетинговый блок, прописывающий продвижение туристических возможностей Украины. Сюда входят: формирование позитивного имиджа нашей страны за рубежом, в том числе, участие в профильных выставках, создание туристического интернет-портала, сети представительств по всему миру и пр.

«О популяризации Украины говорили давно, даже какие-то деньги для этого выделялись. Но туристического бренда «Украина» нет до сих пор. В мире о нас знают из-за Чернобыля и благодаря Майдану. А как туристическую страну не воспринимают. Был шанс исправить ситуацию благодаря Евро-2012, но его зарубили», — отметил президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко.

Европа или Азия?

В остальном же документ эксперты считают декларативным. Они ожидали подробную стратегию с детализированным планом как государство будет развивать регионы, какие из них будут приоритетными и пр.

В итоге, даже не определено, какая из двух существующих в мире моделей развития туризма будет использована в Украине. Азиатская, как в Индии и Шри-Ланке, когда государство создает для иностранцев отдельные туристические зоны со всеми условиями, за пределы которых лучше не выезжать. Или европейская, при которой сперва развивают внутренний туризм, формируя турмаршруты, выстраивая инфраструктуру, и только со временем, подключают туры для иностранцев.

От выбора модели зависит, как именно государство будет развивать отрасль. Ведь в зависимости от выбранной стратегии, нужно определить приоритетные регионы, их «фишки» в историко-культурном, развлекательном или лечебном направлении, тип отелей, инфраструктурные проекты, маркетинговые планы, инвестиции и пр.

«Конкретики в стратегии мало, а ведь исходя из нее, мы должны развиваться. Даже прогнозные показатели не привязаны к реальности», — отметил UBR.ua председатель правления Ассоциации индустрии гостеприимства Украины, экс-министр туризма Крыма (2010-2014 гг.) Александр Лиев.

В Ассоциации считают, что сегодня из-за потери Крыма и дороговизны заграничного туризма Украине очень подходит европейская модель, которая позволит запустить экономику и подготовиться к визитам иностранцев. Потому что кроме 5 городов, где проходил Евро-2012 и нескольких парковых зон, самодостаточных туристических маршрутов для иностранцев у нас нет. А раскрутка «сырых» продуктов станет антирекламой Украине.

«Возьмите известные Трускавец, Моршин, Миргород — там реализовано не более 20% потенциала. Лечебные курорты требуют больших вложений в медицинскую инфраструктуру», — констатировал Александр Новиковский.

Где иностранцы

Впрочем, украинские чиновники не скрывают, что мечтают заманить в страну как можно больше денежных иностранцев. Но вот что для этого нужно сделать — власти пока не знают.

Больше всего путешествуют по миру жители Китая, США, Австралии, Японии, Германии. Если делать ставку на них, нужны промо-компании в этих странах. Но турагентсва рекламироваться за свой счет не собираются. Скажем, участие в выставке стоит порядка $5 тыс. (печать рекламной продукции, оформление стенда и пр.), что явно не по карману большинству агентств.

Они намекают, что неплохо было бы получить господдержку. И рассчитали бюджет: стенд на выставке будет стоить примерно $20 тыс., а полноценная рекламная кампания обойдется в сотни тысяч, а то и миллионы долларов, в зависимости региона. С бюджетом в 30 млн. грн., выделенным для продвижения имиджа Украины на 2017, возможности весьма ограничены.

«Для максимального эффекта, надо сосредоточиться на 2-3 странах, желательно — соседних, в которых об Украине знают и с которыми налажено сообщение. Пару лет желательно прицельно работать на этих территориях, а затем переключиться на самые путешествующие страны», — советует Лиев.

Нужно готовится и к приему иностранцев, скажем, разрабатывать под них специальные программы, как это сделали, к примеру, для поляков в Каменец-Подольском.

«Специально под туристов из Польши запустили постановочное шоу, посвященное их национальному герою пану Володиевскому. А сколько таких историй, на которых можно заработать?», — заметил Александр Охрименко.

Теги: туризм внутренний туризм кабмин
Источник: Украинский Бизнес Ресурс Просмотров: 1460