Туристический сезон в разгаре. Госслужба по туризму и курортам отчитывается, что за 1-й квартал 2010 года, по сравнению с аналогичным периодом 2009 года туристический поток в Египет увечился на 33%, в Израиль и Таиланд на 38%, в ОАЭ на 64%, в Турцию на 14%. Но, несмотря на это, туроператоры все равно работают в убыток – из-за демпинга отдельных игроков, остальные вынуждены тоже снижать цены, чтобы сохранить свои позиции на туристическом рынке. Такие "войны" туроператоров выгодны туристам, по крайней мере, в этом сезоне. Об этом в эксклюзивном интервью UBR.UA рассказал Александр Новиковский, коммерческий директор компании-туроператора.

UBR.UA: В начале летнего сезона туроператоры прогнозировали резкое уменьшение горящих путевок потому, что они не выгодны операторам. Оправдываются ли ожидания туроператоров?

А.Н.: Практически 70-80% всех туров – горячие. Все без исключения операторы формируют цены ниже себестоимости этих продуктов, потому что они не успевают их реализовать, есть избыток предложений.

UBR.UA: Значит, туроператорам не удалось спланировать работу так, чтобы избежать выброса на рынок горящих предложений, несмотря на рост турпотока в этом сезоне?

А.Н.: Рост туристического потока есть. Но это по сравнению с прошлым годом, который был полным дном. Каждый спланировал для себя свою работу и каждый посчитал, что он выполнит все свои планы. Конечно же, в послекризисный период все операторы были наполнены амбициями, каждый был уверен в том, что он сильнее другого, каждый был уверен в том, что он прирос в своей мощи, в своих клиентах, в своем сервисе. Соответственно взял на себя ответственность продать больше, чем он мог бы. Никто не сделал поправку на не совсем реанимировавшийся рынок. Поэтому результат оказался плачевным для всего операторского сегмента по массовым направлениям (Турция, Египет). И долларов это при себестоимости тура в 600-700 долларов. Есть определенный демпинг, есть определенное искусственное снижение. Есть большое количество низкопрофильных дешевых туров. Возможно, в каком-то определенном сегменте наблюдается незначительный рост. В принципе, в половине всего предложения есть замораживание стоимости: цены остались на уровне 2009-2008 года. И в сегменте 30-40% есть существенное снижение.

UBR.UA: По немассовым направлениям, предложение и спрос тоже несбалансированны и есть такой же демпинг?

А.Н.: Если брать другие направления – ситуация немного другая. Тем не менее, прослеживается такая же тенденция. Потому, что западные партнеры по другим странам тоже ощущают не такой большой поток, как им хотелось бы. В меру наличия свободных мест в отелях, они формируют какие-то специальные предложения, которые приходят к нам на рынок и в результате наши операторы формируют пакеты по более привлекательным ценам, чем они есть на самом деле. Предположим, если в классический период времени стоимость проживания составляет 500 долларов (я фантазирую сейчас с цифрами), стоимость перелета тоже 500 долларов плюс сопутствующие страховки, трансферы, и еще какие-то дополнительные услуги примерно 100 долларов. И этот весь пакет стоит 1100 долларов, то оператор за проживание и сопутствующие услуги получил не 500-600 долларов, а например 350 долларов. Соответственно, он эту сумму вложил в стоимость пакета, и мы получили по стоимости более низкий тур, чем он есть на самом деле.

UBR.UA: Как будут работать туроператоры в будущем? Будут поднимать цены или бронировать меньше рейсов, мест в гостиницах, чтобы сбалансировать предложение и спрос?

А.Н.: Достаточно сложно прогнозировать потому, что каждый оператор взвешивает свою работу по итогу года, сезона. Ситуация сегодняшнего сезона, конечно, отразится на формировании цен; в квоте, которую операторы будут брать; в объеме авиаперевозок, которые они будут брать. Тем не менее, это как болезнь – нельзя остановиться, это как гонка – каждый хочет быть лучше и говорит "Я сделаю в этом году больше, лучше. Выступлю в этом году более перспективным оператором на рынке, чем остальные мои конкуренты". В результате такой борьбы происходит недооценивание каких-то сегментов.

UBR.UA: Насколько туроператоры могут поднять цены?

А.Н.: В любой момент могут появиться дополнительные игроки на рынке. Появятся дополнительные игроки – происходит какая-то рокировка, все равно происходит смена позиций. Никто из операторов сегодня не готов уступать свою долю на рынке, свой сегмент, который он захватил. Если, к примеру, один оператор имеет долю рынка 10%, а другой – 25% или 30%, то рынок не растет таким стремительным образом, чтобы принять еще одного оператора, который хочет отобрать у одного и другого. То есть, если бы был стремительный прирост туристического потока на рынке, тогда можно было бы сказать, что это оправдано и в этом ничего сложного нет. В действительности, что происходит: рынок не так быстро растет, тенденция увеличения мировых цен присутствует. Сегодня плюс в том, что мы имеем более или менее стабильную ситуацию относительно топлива – топливо особо стремительно не поднималось и не падало в цене. Если и дальше тенденция будет такая ровная, экономически стабильная (ну плюс-минус), то увеличения цен не будет. Экономика Украины потихоньку оживает, выходит из зоны турбулентности и начинает работать. Соответственно, начинает улучшать свою работу малый и средний бизнес. Соответственно, количество путешествующих увеличивается. Мы тогда лишь можем формировать какие-то предложения. Из практики мы видим, что операторы немного опережают этот процесс на полгода-год.

UBR.UA: Возможно ли, что в результате такой работы и конкурентной борьбы некоторые операторы уйдут с рынка?

А.Н.: Вполне. Это не исключено. Потому, что работа оператора связана с большими рисками и не всегда они бывают оправданными. Хотя, это бизнес, если ты все-таки умудряешься вырваться из этого замкнутого кольца быстрее всех остальных, то ты на коне и с победой.

Теги: турист туристический бизнес
Источник: Украинский Бизнес Ресурс Просмотров: 4149