Продавцы растительного масла в этом году будет не до жиру. На первый взгляд, дела у них идут неплохо.

Маслоэкстракционная отрасль считается одной из лучших в нашей экономике. За последние 13 лет сбор подсолнечника в стране вырос втрое, а производство масла из него — вчетверо.

"Этот сегмент стал почти полностью энергонезависимым, обеспечивая себя собственными энергоресурсами", — заявил директор департамента продовольствия Минагропрода Николай Мороз.

Как уже сообщалось, в следующем сезоне Украина может поставить очередной рекорд по экспорту подсолнечного масла. 

Однако мировая конъюнктура сейчас складывается не в пользу сырьевого экспорта. По данным агентства "УкрАгроКонсалт", производство и потребление растительных масел и сырья для их производства в мире растет. А вот цены на эту продукцию — нет. И эта тенденция рискует подкосить бизнес наших фермеров и переработчиков.

Сырье дорого не ценят

По словам гендиректора "УкрАгроКонсалт" Сергея Феофилова, за последние годы изменились условия работы мировой экономики. В частности, происходит наращивание долга ведущими и развивающимися странами, замедление роста мирового ВВП и превалирование финансовой системы над реальной экономикой. В результате роста экономических и политических рисков падает потребление, что уже привело к избытку производственных мощностей (яркий пример — сталелитейная промышленность). Сырьевые рынки реагируют на эти глобальные проблемы падением цен. 

"Вслед за обвалом цен на нефть, падает стоимость всех видов растительных масел, а также сокращается разница в цене между ними", — говорит Феофилов.

До сих пор производители компенсировали удешевление, наращивая производство. По данным "УкрАгроКонсалт", за последние 15 лет посевы подсолнечника постоянно росли, а пшеницы — уменьшались. Сейчас они сравнялись.
"В будущем ожидается лишь усиление конкуренции на мировом рынке. В то же время государство может начать ужесточать регулирование структуры посевов. В конечном итоге это приведет к снижению маржи и даже выводу инвестиций из этого сектора экономики", — считает Сергей Феофилов.

По его словам, решение проблемы лежит за пределами экономики спроса и предложения.

"Роль новых пищевых продуктов на основе того же сырья будет расти. Для украинских производителей подсолнечного масла есть две стратегии: либо продолжать наращивать отгрузки масла на экспорт, либо переходить к производству пищевых продуктов с большей добавленной стоимостью (маргарин, лецитин и пр.)", — говорит эксперт.

Но пока компании предпочитают просто давить масло, а не инвестировать немалые деньги в оборудование для более глубокой переработки культур. Причина банальна — в условиях кризиса о развитии бизнеса мало кто думает.

Не до жиру

Специалист-аналитик информационной компании "ПроАгро" Ярослав Левицкий соглашается, что с точки зрения долгосрочной стратегии "упреки" в сторону масложировиков справедливы.

"В то же время производство маргарина или майонеза не настолько выгоднее, чтобы строить под них отдельный завод. Дешевое сырье не способствует созданию дорогого конечного продукта. К тому же для новых товаров еще надо найти рынки сбыта. Ведь даже рафинированное масло идет хуже, чем необработанное", — пояснил Ярослав Левицкий.

Поиск рынков сбыта требует времени и денег, причем немалых. Вот и выходит, что пока производители получают от ворот поворот по всем направлениям: нет рынков сбыта, нет денег на строительство новых производств и отсутствует подходящая возможность для вывода новых продуктов, ведь потребление только падает. 

"Поэтому план глубокой переработки может быть сориентирован на будущее. Тот, кто первым займет эту нишу, действительно сможет "собрать сливки" с рынка", — уверен Левицкий.

По данным компании "УкрАгроКонсалт", структура мирового рынка растительных масел выглядит следующим образом. Пальмовое масло занимает наибольшую долю – 37%, затем идет соевое с долей в 29% и рапсовое (16%). Оставшиеся 18% делят поровну между собой подсолнечное и другие виды масел.

Теги: подсолнечное масло агрорынок масло
Источник: Украинский Бизнес Ресурс Просмотров: 26