Производство яичных продуктов сравнительно молодая отрасль в Украине. Несмотря на богатую сырьевую базу, производство продуктов из яиц начало активно развиваться лишь с 2005 года. В короткое время производители смогли оценить экспортный потенциал данной продукции. За последнее десятилетие объем выпуска яичных продуктов был увеличен на порядок, – сообщают эксперты Pro-Consulting.

Отрасль имеет значительный потенциал для дальнейшего роста за счет увеличения внутреннего потребления. Производители пищевых продуктов, в рецептуру которых входят яйца, до последнего времени не спешили переходить на использование яичных продуктов, предпочитая отработанные технологии. Но прогресс не стоит на месте, и внутриукраинское потребление яичных продуктов начало постепенно увеличиваться.

В отличие от внутреннего, на внешнем рынке наблюдается значительный спрос. Первые партии украинских продуктов из яиц были отправлены в 2007 году в Тунис. Украинские компании не испытывают никаких проблем с сырьем, но для успешного выхода на международный уровень с высококачественной продукцией им необходимо было приобрести соответствующее оборудование. На сегодняшний день количество компаний, производящих яичные продукты на экспорт в Украине все еще незначительно.

Кризисные явления, поразившие экономику страны, не обошли стороной и производство яичных продуктов. Они привели к тому, что экспорт этой продукции, который до 2015 года демонстрировал стабильный рост, в 2015 году упал на 40%. Причинами такого обрушения стали общее ухудшение экономической ситуации, сокращение сырьевой базы и изменение структуры продаж основных операторов.

В 2016 году падение экспорта продолжилось, хоть было и не таким значительным. Причем, если в натуральном выражении поставки за границу снизились всего на 3,3%, по в денежном выражении падение оказалось более значительным – на 15,3%. Произошло это из-за увеличения в структуре экспорта доли более дешевых продуктов.

Вместе с тем, перспективы для увеличения поставок продуктов из яиц на внешние рынки значительны.

ТОП-5 стран-импортеров яичных продуктов украинского происхождения выглядит следующим образом:

  1. Дания
  2. Иордания
  3. Пакистан
  4. Таиланд
  5. Египет

По регионам украинский экспорт распределяется следующим образом:

  1. страны ЕС (53% в денежном выражении)
  2. регион MENA (28%)
  3. Юго-Восточная Азия (11%)
  4. страны Дальневосточного региона (2%).

Драйвером роста экспорта является постоянно увеличивающийся спрос на украинскую яичную продукцию на рынке Европейского Союза. Этот регион был открыт для производителей отрасли только в 2014 году, и всего за 3 года выручка от продаж в ЕС выросла почти в 9,5 раз – с $3млн до $28,2 млн.

Сухие яичные продукты обладают большим экспортным потенциалом из-за длительного срока хранения. Они могут перевозиться на значительное расстояние без потери потребительских качеств, в отличие от жидких яичных продуктов, срок годности которых ограничен и не превышает 28 дней.

К тому же жидкие продукты из яиц значительно дешевле сухих, что иллюстрируется ситуацией с экспортом продукции отрасли в 1 полугодии 2017 года.

Если в натуральном выражении объемы поставок за границу сохранились на уровне первого полугодия 2016 года, то в денежном эквиваленте наблюдается уменьшение на 58%, что соответствует 5-летнему минимуму по этому показателю. Такая ситуация сложилась как раз из-за изменения структуры реализации путем увеличения доли жидких продуктов и уменьшения цены.

 

Теги: яйца продукты экспорт евросоюз
Источник: Украинский Бизнес Ресурс Просмотров: 102