Украинские водители с опаской ждут, когда же наблюдающаяся сейчас валютная лихорадка докатится до топливного рынка. Как показывает практика, отечественные АЗС реагируют на обесценивание гривны не моментально, а выжидают еще какое-то время, прежде чем начать переписывать ценники. Причем, эта пауза в каждом случае разная и зависит от наполняемости складов и рыночных тенденций. UBR.ua решил выяснить как будет в этот раз и до какой отметки должен подорожать доллар, чтобы продавцы бензина дрогнули и начали повышать цены.

Взяли паузу

Пока дизель и бензин на украинских заправках практически не подорожали. А-95 в рознице продается в среднем по 22,34 грн./л, а ДТ — по 19,34 грн./л. 

"На 10-20 коп. /л повысили расценки разве что небольшие сети, которые не входят в пул лидеров рынка и не принадлежат группе "Приват", — пояснил UBR.ua руководитель специальных проектов НТЦ "Психея" Геннадий Рябцев.

Причина "стойкости" крупных продавцов не только в их желании угодить водителям и готовности снижать свою маржу.

"Сейчас АМКУ заканчивает расследование по предыдущем повышению цен на топливо. В список "обвиняемых" входит шесть крупных национальных сетей. И, по инсайдерской информации, каждой из них светит штраф с шестью нулями. В такой ситуации никто просто не решается первым переписывать прайсы, чтобы не привлечь к себе дополнительное внимание контролеров", — считает Рябцев.

Руководитель консалтинговой компании А-96 Сергей Куюн говорит, что вплоть до августа у рынка были все основания для снижения цен. Но в минувшем месяце, во- первых, повысились нефтяные котировки (впрочем, сейчас они уже успели откатиться назад, до $47/баррель), во-вторых, случился обвал гривны. А так как 80% реализуемых в стране нефтепродуктов — импортные — их себестоимость автоматически увеличилась.

По состоянию на 6 сентября, железнодорожные партии топлива подорожали. Так, дизель продавали на 200 грн./т дороже, чем днем ранее (по 19440 грн./т), а А-95 предлагала всего одна компания по 24,8 тыс. грн./т.

В то же время, по словам Куюна, если доллар зафиксируется в нынешнем диапазоне, до розницы это подорожание может и не докатиться. 

"АЗС это невыгодно, так как после каждого повышения цен потребление резко падает", — объяснил эксперт.

Горючая формула

Впрочем, если доллар все же будет дорожать и дальше, а по прогнозам аналитиков, он имеет все шансы дорасти до 30 грн./$, за бензин и дизель украинцам все же придется доплачивать. 

Пока остается открытым вопрос: насколько существенным может оказаться подорожание?

Экономически обоснованная формула следующая: повышение стоимости нефтепродуктов на 1% через 7 дней дает прибавку к цене на стелах АЗС на 10 коп. /л, рост курса доллара на 1 грн. — через 14 дней на 60 коп. /л, рассказал Рябцев. 

"С 11 августа доллар подорожал на 8%, а нефть подешевела на $5-7/баррель. Если сложить все эти цифры и подставить в формулу в свое время предложенную Минтопэнерго, получается, что уже сейчас есть потенциал для роста цен на бензин и дизель на 2,5-2,6 грн./л", — подсчитал эксперт. 

Но, тут же добавил он, этот потенциал вряд ли будет реализован в полной мере. Чтобы максимально долго держать цены, АЗС будут либо "резать" программы лояльности (а сейчас в некоторых сетях скидки для клиентов могут достигать 2-3,5 грн./л), либо "химичить" с составом топлива, либо искать способы уходить от налогов, предположил Рябцев. 

По мнению Сергея Куюна, бензин и дизель в случае дальнейших валютных колебаний могут прибавить в цене до 1 грн./л.

Газа не хватает

Иная ситуация с газом. Он дорожает уже несколько месяцев кряду, и вряд ли ценовая гонка в ближайшее время остановится, говорит Куюн. Сейчас цена автогаза на отечественных заправках превысила 11 грн./л, но, по мнению эксперта, у него есть все шансы дорасти до планки в 12 грн./л и даже перешагнуть ее.

Основная причина подорожания — громадный дефицит газа. По оценкам Рябцева, он достигает трети месячного потребления, а это 30 тыс. т. 

"Никто не мог спрогнозировать такого высоко спроса. В нынешнем году продажи автогаза в Украине впервые могут превысить объемы реализации бензина", — пояснил Куюн.

Ситуацию усугубили проблемы с поставками. Россия в этом сезоне сократила отгрузки газа в нашу страну, Беларусь работает на российском сырье, следовательно, вынуждены "делиться" топливом, прежде всего, с РФ, а уже потом продавать его нам. Польша и Прибалтика экспортируют мало, к тому же их продукт получается на наших АЗС слишком дорогим, рассказал Рябцев, добавив, что продавцы выходят из ситуации кто как может. 

Многие экспериментируют с новыми рынками, закупая пробные партии, скажем, в Италии. Но пока решения проблемы не найдено, а значит цены продолжат расти.

Теги: топливо газ цены бензин дизель
Источник: Украинский Бизнес Ресурс Просмотров: 63