Города и села Украины заполонили газовые заправки, установленные с нарушением всех норм безопасности и с отсутствием какой-либо разрешительной документации. Точных данных по их количеству нет. Только в Киеве КГГА насчитала 250 нелегальных станций, хотя более реальной выглядит цифра в 350-400 штук. На одной только Окружной их около 50, еще 15 расположилось на столичном на проспекте Григоренко и прилегающих улицах.

Учитывая тот факт, что местные власти не спешат вплотную заняться демонтажем опасных для населения газовых автозаправок, UBR.ua решил выяснить, как рядовому жителю можно визуально определить незаконность установки газовых модулей около своих домов, кому писать жалобы и помогут ли они убрать опасного "соседа".

Доходные нелегалы

В Киеве, по сравнению с прошлым годом, незаконных газовых заправок стало на 20-30% больше.
На средней газозаправочной станции продается примерно 5 тыс. литров газа в сутки. При цене 13 грн /л, теневой оборот столичных нелегалов составит не менее 650 млн грн в месяц. Потеря бюджета только на розничном сборе с подакцизных товаров — около 60 млн грн. в месяц.

При таком "наваре", владельцы газовых модулей не сильно заморачиваются получением разрешений и безопасностью как своего персонала, так и других граждан. Основные нарушения нелегальных участников рынка — отсутствие земельных документов и воровство налогов: розничного акциза и НДС. Кроме того, по оценкам КГГА 90% нелегальных заправок стоят в местах, где это невозможно по строительным нормативам ("красные линии", пожарные разрывы, ЛЭП и т.д.).

Еще одно очень важное нарушение — плохая работа с персоналом. Заправщик на АГЗС должен быть обучен и хорошо проинструктирован. "Большинство ЧП происходит при сливе автоцистерны и, если рабочие не знают, что делать и нарушают все мыслимые нормы: курят, отпускают топливо при сливе цистерны и т.д.", — отметил в беседе с UBR.ua замдиректора консалтинговой группы "А-95" Артем Куюн.

Главная часть затрат в строительстве легальной заправки — земля и время. Порой это до 200 тыс. долларов и до трех лет ожидания. Обучение персонала также стоит денег. Нелегал же не имеет всех этих затрат. 

Само оборудование стоит недорого: от $6 тыс. за б/у до $30 тыс. за современный модуль.

Признаки "серости"

Как же распознать "левую" заправку?  Понятно, что на остановках, под забором и возле школ тона бросается в глаза. Но есть и вполне "нейтральные" места, где ставят модули без документов.

Самый простой способ выявить нарушителя — попросить чек больше, чем фактическая заправка. Этим часто грешат, например, шоферы, которые хотят, чтобы начальство возместило им траты на горючее на сумму, превышающую потраченную.

Нелегалы выдают чеки либо с кассы, которая просто не подключена к самой колонке, либо же их просто печатают на принтере или заполняют "от руки".

Несмотря на то, что происхождение газа у официалов и незаконных заправок одно и тоже, цены у них существенно отличаются — если разница в цене на топливо гривна и больше, то это явный признак того, что модуль нелегальный. Но не нужно обольщаться, в погоне за дешевым газом для авто пусть даже и хорошего качества, водитель рискует остаться с пустым баком раньше, чем он рассчитывал — недоливы — обычное дело на таких АЗС.

Так, по словам президента ассоциации "Объединение операторов рынка нефтепродуктов Украины" Леонида Косянчука, легальной, а значит — безопасной, может считаться АГЗП, которая имеет:

  • Акт на землю (с обязательным целевым назначением) - собственность или долгосрочная аренда;
  • Разработанный и согласованный в установленном порядке проект;
  • Обязательную регистрацию кассового аппарата в органах ДФС;
  • Акт ввода в эксплуатацию АГЗП.

"Стоимость всех этих "мероприятий" исчисляется сотнями тысяч долларов, чего не могут себе позволить владельцы нелегальных АГЗП. Опасность представляет АГЗП, которая стоит под линией электропередач, над канализационным или ливнестоковым коллектором, если ближе 50 м находится здание, где присутствуют люди или ближе 3-х метров от проезжей части", — отметил в разговоре с UBR.ua Леонид Косянчук.

Все это лишь малая доля тех требований, которые предъявляются к АГЗП, но и их нелегалы не спешат выполнять, рискуя жизнями людей. При все при этом, даже если местные власти в лице Государственной фискальной службы, департамента благоустройства города, службы по чрезвычайным ситуациям и МВД добиваются демонтажа незаконно установленного газового модуля и увозят его на штраф площадку — ничего не мешает нарушителю заплатить штраф и снова поставить станцию в другом месте. 

При этом, в случаи наличия решения о демонтаже, нужно слить остаток газа и дегазировать емкость, а для этого далеко не всегда есть физическая или юридическая возможности. Да и штрафом должно облагаться юридическое лицо, а когда контролирующие органы приезжают на место нелегальной АГЗП — такового просто не обнаруживается на месте.

Теги: газ авто цены азс
Источник: Украинский Бизнес Ресурс Просмотров: 293