Три месяца подряд продажи автомобилей в Украине росли безумными темпами. Рекордным показателям способствовали разговоры вокруг возможного повышения ввозных пошлин на иномарки. Ведь после принятия таких мер, импортные автомобили поднялись бы в цене на 20-50%, а отечественные - на 15%. Даже б/у машины подорожали бы 5%. Однако уже в октябре продажи новых автомобилей упали на 10% по сравнению с сентябрем. Эксперты называют разные причины снижения спроса на "железных коней", но все они в один голос утверждают: основной причиной стало ужесточение автокредитования.

Ужесточение кредитов усмирило автолюбителей

Три месяца подряд продажи автомобилей активно росли на ожиданиях повышения импортных пошлин и девальвации гривны. Однако после активного роста стоило ожидать умеренного спада. И этот спад начался в октябре, когда основные факторы, обеспечивавшие рост авторынка в июле-сентябре, явно ослабились.

В первую очередь, действия Нацбанка, направленные на поддержание курса гривны, негативно повлияли на условия автокредитования. "Снижение продаж в октябре произошло отчасти за счет сокращения банковского кредитования на фоне уменьшения ликвидности банковской системы", - отмечает старший аналитик инвестиционной компании Dragon Capital Таисия Шепетко.

А во-вторых, снизились опасения потребителей относительно введения спецпошлин на импорт автомобилей. "А именно это и стало причиной автопаники на рынке, ведь украинцы ринулись скупать "малолитражки", несмотря на то, что Межведомственная комиссия при Минэкономики до сих пор не решила этот спорный вопрос", - говорит аналитик инвесткомпании Astrum Investment Management Игорь Билык.

Люди не верили убеждениям экспертов авторынка о том, что ввиду членства Украины в ВТО ввод пошлин маловероятен (правительство семь раз отмерит, прежде чем один раз "отрезать" в таком важном для госбюджета вопросе), поэтому активно приобретали авто, опасаясь грядущего подорожания. Однако, как только в средствах массовой информации эта тема перестала интенсивно муссироваться, интерес населения поутих.

Еще одним фактором снижения автопродаж, по мнению Таисии Шепетко, могло стать уменьшение запаса машин на складах после неожиданно больших объемов продаж в третьем квартале 2011 года, ведь автосалоны не ожидали такого резкого увеличения спроса на автомобили и не успели запастись достаточным количеством товара.

А вдруг и вправду подешевеют?

Падение спроса на авто также может объясняться тем, что украинцы заняли выжидательную позицию, надеясь, что иномарки подешевеют. Ведь в октябре в рамках переговоров по ЗСТ с Евросоюзом министр экономического развития и торговли Украины Андрей Клюев и европейский комиссар по вопросам торговли Карл де Гухт договорились о беспошлинном ввозе 45 тысяч автомобилей из ЕС в Украину. Старший аналитик инвестгруппы "Арт Капитал" Алексей Андрейченко говорит, что в случае подписания ЗСТ с Евросоюзом лимит на безпошлинный ввоз иномарок полностью покроет внутренний спрос Украины. "В 2010 в Украине было продано порядка 30 тыс. европейских автомобилей, что намного ниже лимита в 45 тыс. Доля европейских машин составила 18%. Пройдет еще 3 года, прежде чем количество ввозимых из Европы машин возрастет до 45 тыс. в год, исходя из предположения, что их доля не изменится", - подсчитал он.

Однако не стоит забывать, что для вступления в силу упомянутого соглашения необходимо еще подписать соглашение о зоне свободной торговли (ЗСТ) с ЕС, после чего оно должно быть подписано президентами, а потом ратифицировано парламентами Украины и стран ЕС. "Данный процесс может занять более года. Кроме того, не стоит ожидать, что импортеры снизят цены на свои авто после отмены пошлин", - говорит Игорь Билык. Поэтому, по его мнению, в краткосрочной перспективе соглашение о беспошлинном ввозе иномарок из Евросоюза не отразится на спросе украинского авторынка.

К тому же, на данный момент не известно, с какой именно страны автомобили будут импортироваться в Украину. "Ведь мы покупаем и американские автомобили, а они сначала идут в Германию, и только потом импортируются в Украину. То есть непонятно, какое соглашение подпишет Украина, и будут ли это автомобили, произведенные в Европе, или это будут автомобили, экспортируемые из Европы", - отмечает гендиректор Всеукраинской Ассоциации автомобильных импортеров и дилеров Олег Назаренко.

В преддверии Нового года…

Прогнозы экспертов о том, как будет развиваться ситуация на отечественном авторынке дальше – неоднозначны. Так, по мнению Таисии Шепетко, дальнейший рост о автомобильного рынка будет продолжаться при условии, что продолжающаяся турбулентность на мировых финансовых рынках не усилит свое негативное влияние на украинскую экономику в целом и банковский сектор в частности. А Игорь Билык утверждает, что в ноябре-декабре авторынок покажет лучшие результаты по сравнению с октябрем. "На фоне предновогодних скидок и акций, и по итогам года выйдет уровень 206-210 тысяч единиц, что подразумевает рост 27-30%", - говорит он. В то же время Алексей Андрейченко считает, что до конца года продажи машин в Украине будут оставаться на прежнем уровне. "Потому что возможные выгоды от специальных предложений в канун Нового года сократятся из-за ужесточения регулирования кредитования и спада продаж в кредит, наблюдавшегося в последний месяц", - прогнозирует он.

Теги: автомобили спрос продажи
Источник: Украинский Бизнес Ресурс Просмотров: 8888