Украинские автопроизводители пытаются восстановить былые лоббистские возможности в Верховной Раде. Им удалось получить поддержку в лице народного депутата от БПП Руслана Сольвара. Парламентарий недавно зарегистрировал в парламете законопроект №5624-1, который прописывает новые преференции для отечественных производителей авто.

В частности, речь идет о поблажках при переходе на экологический стандарт Евро-6 для сборщиков грузовиков. 

Евро-6, по договору об ассоциации Украины с ЕС, должен стать нормой для нашей страны с 1 января 2018 г. После этой даты у нас нельзя будет ставить на первую регистрацию более "грязные" автомобили — скажем, Евро-4 или Евро-5.

Но для грузовиков украинского производства Сольвар хочет сделать поблажку: разрешить им отсрочить время "Ч" на целых два года — до начала 2020 г.

Лишнее Евро

Стоит отметить, что идея взять паузу в обязательствах перехода на более продвинутые экологические стандарты не нова. В прошлом году депутат Роберт Горват подал в Раду законопроект №5624, который предусматривал отсрочку по введению Евро-6, но только для легковых авто.

Примечательно, что в пояснительной записке к своему законопроекту, Сольвар не столько аргументирует собственное предложение, сколько критикует идеи коллеги.

Он, в частности, отмечает, что в Украине выхлопные газы составляют около трети всех вредных выбросов в атмосферу. А, согласно данным ВОЗ, наша страна занимает первое место в мире по смертности от грязного воздуха — 120 человек на каждые 100 тыс. жителей в год. Поэтому отсрочка повышения экологичности легковушек никак невозможна, уверен Сольвар.

То ли дело грузовики. Особенно повышенной проходимости, так называемой категории N3G. "Такие транспортные средства эксплуатируются, преимущественно, за пределами населенных пунктов, поэтому их техногенное влияние менее ощутимо", — резюмирует Сольвар, почему-то полагая, что выхлопные газы из полей и загородных дорог не смогут зайти в село или город.

Тем не менее, он настаивает на отсрочке введения Евро-6 именно для тяжелой грузовой техники, и именно украинского производства. Импортные же грузовики, которые будут поставляться в нашу страну, должны будут отвечать Евро-6.

Эти льготы, по мнению нардепа, должны помочь реанимировать отечественное производство грузовиков, которое сейчас переживает системный кризис.

Грузовики на обочине

По данным Госстата, за 9 месяцев 2016 года украинские предприятия выпустили всего 270 грузовых авто, что вторе меньше, чем за аналогичный период прошлого года. 

Руководитель агентства Autoconsulting Олег Омельницкий называет другие цифры. По его данным, сейчас в Украине выпускается примерно 1 тыс. грузовиков в год против 5-6 тыс., которые сходили с конвейера в более благополучные для отрасли времена. 

Возможности по сборке грузовиков есть у корпорации "Богдан" и Запорожского автомобильного завода. Но основным производителем, по словам Омельницкого, является "АвтоКрАЗ". Предприятие связывают с группой компаний АИС, подконтрольной бывшему регионалу и нынешнему нардепу от партии "Видрождення" Дмитрию Святашу. К слову, последнего с Сольваром связывает не только нынешняя общая парламентская деятельность, но и прошлая партийная дружба. До того, как присоединиться к БПП, Руслан Сольвар входил в Партию Регионов.

Интересно, что на фоне полной разрухи в производстве грузовиков, их продажи только растут. По данным Autoconsulting, реализация в Украине новых грузовых автомобилей полной массой свыше 3,5 т за прошлый год увеличилась на 46,6% — до 2,085 тыс. шт. 

Лидирует в списке самых продаваемых грузовых брэндов российский ГАЗ. Причем, он сумел нарастить свою долю на украинском рынке с прошлогодних 10,7% до 16,7%, а объемы продаж выросли в 2,3 раза — до 349 шт.

На второе место впервые вышел MAN, ему принадлежит 15,4% нашего рынка (в 2015 г — 6,8%), а продажи за год утроились (до 321 шт.).

Лидер 2015 г. — белорусский МАЗ — переместился на третью позицию (около 15% рынка) и снизил продажи на 19,4% — до 312 шт. И этот провал, по мнению экспертов, был связан именно с экологическими стандартами. В Украине Евро-5 начал действовать с 2016 г., а белорусы наладили поставки грузовиков такого уровня лишь во второй половине года.

А вот все "иностранцы", которые не только отвечают евростандартам, а по сути, и задают их (Scania, Volvo, Mercedes-Benz, DAF, Renault и др.) только наращивали продажи.

В минус ушел КАМАЗ (спад на 18,6%), а его потенциальных покупателей переманил Ford Trucks: продажи турецких Ford выросли за прошлый год более чем в 16 раз.

Наш КрАЗ не попал даже в десятку, хотя в 2015 г. занимал шестое место. Его продажи за год обвалились на 32% и составили скромные 52 шт. Отечественного производителя опередил китайский Foton.

Как отмечают в "АвтоКрАзе", в 2017 г. они планируют выпустить 1,2 тыс. авто. "Это подкрепленная заявками и договорами цифра, предприятие рассчитывает на ее увеличение за счет активизации работы сбытовых структур", — заявляют в компании.

Впрочем, по мнению Олега Омельницкого, даже если законопроект Сольвара примут, особо украинским производителям он не поможет. "Они и так готовятся к переходу на Евро-6", — пояснил эксперт.

А вот директор по маркетингу группы компаний АИС Сергей Боровик считает, что отсрочка введения Евро-6 была бы уместной для всех типов транспортных средств, а не только для спецтехники. Ведь при перехлже на более высокие экологические стандарты приведет к сужению ассортимента автомобилей. Машины с двигателями Евро-5, к примеру, окажутся вне закона. Кроме того, топливо на наших АЗС пока не соответствует высокому экологическому уровню. А на "грязном" бензине или дизеле даже самых продвинутый двигатель не будет безопасным. 

Но все же, по мнению Боровика, в первую очередь вводить более жесткие стандарты Евро нужно на большегрузные грузовые авто, которые сильнее всего портят экологию.  "Собственно, по такому пути в свое время пошел ЕС.  На данную категорию транспортных средств новые стандарты Евро вступали в силу на 1-2 года раньше, чем на легковушки", рассказал он UBR.ua.  

Кстати, не исключено, что на практике льготы получат все авто — и легковые, и грузовые. Ведь законопроект Горвата еще только ждет своего рассмотрения в Верховной Раде и шансы на принятие у него не меньшие, а может даже и большие, чем у документа Сольвара.

Но вопрос в том, будет ли этого достаточно, чтобы шедевры украинского автопрома полюбили покупатели. Ведь, как показывает статистика, украинский бизнес, приобретающий грузовики, и рядовые граждане, присматривающее себе легковушки, все активнее выбирают импортные модели, несмотря на то, что они намного дороже отечественных.

Теги: авто грузовики евро-5 сборка грузовиков евро-6
Источник: Украинский Бизнес Ресурс Просмотров: 57