Любовь украинцев к автомобилям оказалась сильнее кризиса. По данным руководителя компании Autoconsulting Олега Омельницкого, по итогам 2016 г. в стране будет продано 64-65 тыс. новых легковушек, что на 4 тыс. шт. больше, чем прогнозировалось ранее. 

"Опережающие темпы рынку обеспечил всплеск спроса в октябре-ноябре этого года. Он был связан с колебаниями на валютном рынке, а также тем фактом, что бюджетные деньги наконец-то начали доходить до получателей. Бизнес, выполняющий госзаказы, получил расчет", — пояснил UBR.ua Омельницкий.

Глава Всеукраинской ассоциации автоимпортеров и дилеров (ВААИД) Олег Назаренко добавляет, что сказался также отложенный спрос. 

"Депутаты-популисты постоянно манят водителей какими-то фантастическими идеями, скажем, что вот уже на днях разрешат не платить за растаможку и ездить на иностранных номерах. Понятно, что многие верят и решают подождать с покупкой машины", —констатирует эксперт. 

Если бы не этот фактор, статистика авторынка могла бы быть еще лучше. Впрочем, за общими, в общем-то неплохими показателями, скрывается немало проблем.

Элитные вместо бюджетных

Олег Омельницкий рассказывает, что за последний год существенно изменилась структура продаж автомобилей. Основной спрос, как и ранее, приходится на машины среднего класса (стоимостью до $20-25 тыс.). 

Но вот премиальный сегмент резко вырвался вперед. Если ранее его доля на авторынке не превышала 7-8%, то сейчас составляет 15-18%. Причина лежит на поверхности: в Украине происходит перераспределение контроля над денежными потоками и те, кто смог получить к ним доступ, активно обзаводятся всеми атрибутами богатой жизни, в том числе, и дорогими автомобилями. 

К примеру, осенью этого года BMW попала в топ-10 самых продаваемых в стране авто, а в ноябре ее доля составила почти 6%. Mercedes на 13 месте с долей в 3,27%.

В то же время бюджетные авто (стоимостью до $10 тыс.), наоборот, стремительно теряют покупателей. По данным Autoconsulting, если еще год назад на долю машин из Поднебесной приходилось 6-7% рынка, то сейчас — только 2%. В топ-10 самых продаваемых марок китайских авто давно нет, хотя еще совсем недавно они занимали в этом рейтинге лидирующие позиции (на первые места в разное время выходили Geely, Chery).

"Потенциальные покупатели новых недорогих авто ушли на рынок б/у", — пояснил Омельницкий.

Изменения водительских предпочтений перекраивает и структуру сбыта техники. Многие импортеры оптимизируют дилерские сети, отказываясь от наименее эффективных продавцов. Соответственно, закрываются и салоны.

"Украинская торговая инфраструктура рассчитана на продажу 600 тыс. машин в год, а у нас реализуется вдесятеро меньше. Поэтому салоны закрываются и будут закрываться", — заверил Олег Омельницкий. 

По его словам, в зоне наибольшего риска салоны, специализирующиеся на продаже только одной марки авто, особенно, если речь идет о бюджетном брэнде. Понятно, что провинциальным дилерам выжить намного сложнее, чем их коллегам в больших городах. 

"Уже есть прецеденты во многих регионах, когда автосалоны перестраиваются под супермаркеты, мебельные магазины, в общем, меняют профиль", — добавил Омельницкий.

Что будет с ценами

О дальнейших перспективах украинского авторынка эксперты пока только гадают. Олег Назаренко считает, что продажи новых машин в следующем году вполне могут вырасти на 30-35% и достигнуть 100 тыс. шт. 

"Но только если не будет резких скачков курса, новых налогов и популистских обещаний, что завтра авто подешевеют", — поясняет глава ВААИД.

Впрочем, все надежды эксперта вряд ли оправдаются. По крайней мере, налоговые нововведения для авторынка уже припасены. На днях МЭРТ предложил правительству утвердить новые спецпошлины на иномарки из ЕС в размере 1,8%.

Чиновники ссылаются на соглашение Украины об Ассоциации с Евросоюзом, в котором четко прописана схема изменения ввозных пошлин на авто: минус 1% ежегодно в течение 10 лет, но лишь до тех пор, пока доля иномарок не превысит 20% или 45 тыс. шт. 

В этом случае Украина имеет право снова вернуть пошлину до первоначального уровня в 10%. А при нынешнем состоянии нашего автопрома, доля иномарок всегда будет превышать 20%, так что поводов для пересмотра пошлин хватит надолго, говорит Назаренко. 

По данным профильной ассоциации "Укравтопром", в ноябре этого года в стране произвели всего 877 автотранспортных средств, что на 25% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Легковых авто заводы выпустили в ноябре 777 шт., а по итогам 11 месяцев 20016 г. — 3,8 тыс. шт. (минус 13% к показателям 2015 г.).

Для самих автомобилистов с введением спецпошлины, по сути, ничего не изменится — общий налог по-прежнему будет составлять все те же 10%. Впрочем, если налоги пересматривать не будут, импортная пошлина уменьшится до 8,2% (согласно схеме о снижении на 1% в год). То есть, сохраняется призрачная надежда снижения стоимости иномарок на 2%.

Другой фактор, который может способствовать хотя бы ситуативному снижению цен на новые автомобили — закрытие автосалонов и связанная с ним распродажа техники. В этом случае, как рассказал Олег Омельницкий, дилер может играть своими комиссионными в 3-5% и давать дисконт за счет них.

Но глобально цены на новые авто в Украине в следующем году будут зависеть только от курса. 

"Большинство импортеров у нас — это уже не украинские предприятия, а "дочки" заводов-производителей. И они не закупают машины, а получают их, и обязаны перечислять деньги по курсу на момент продажи. Цены же от производителей для Украины во многом будут зависеть от емкости нашего авторынка: чем больше будет продаваться, тем более лояльные условия нам предоставят", — рассказал эксперт.

А вот на рынке подержанных авто ожидать снижения цен можно уже к осени-2017. В августе истекает срок запрета на продажу иномарок, ввезенных по льготным ставкам акциза в этом году, поэтому они попадут на рынок вторичных перепродаж. Резкое увеличение предложения может обвалить цены, как минимум, на 10-15% и более.

Теги: автомобили продажи авто цены иномарки
Источник: Украинский Бизнес Ресурс Просмотров: 90