В то время как массово закрываются ипотечные программы, число банков, предлагающих автокредиты, продолжает расти. На середину февраля журналисты насчитали более 30 банков, в которых можно было бы попросить автокредит.

"Автокредиты для банка – наиболее привлекательные среди всех видов кредитования. С одной стороны, они не так рискованны, как кредиты наличными, потому что обеспечены залогом. С другой – более короткие, чем ипотека. Поэтому, даже если банк сворачивает кредитование, от автокредитов он откажется в последнюю очередь", – говорит руководитель группы менеджеров по автокредитованию ВТБ Банка Константин Синельниченко.

Увы, за последние полгода автокредиты заметно подорожали. Индекс КредитМаркет (отражает среднюю эффективную ставку по автокредитам, рассчитанную по методике Нацбанка) подскочил за этот период на 7 процентных пунктов и на конец февраля 2012 года составлял 40,91%. Одновременно резко сократилось и число предложений. Многие банки ("Правэкс", VAB Банк, "Кредитпромбанк") свернули программы автокредитования осенью 2011 года в связи с удорожанием ресурсов.

И все-таки ситуация уже начинает улучшаться. Возобновляют автокредитование те банки, которые накануне приостановили выдачу займов (в частности, "Кредитпром"). А ставки понемногу пошли вниз. "По мере ослабления ресурсного голода, банки смогут понемногу снижать ставки. Особенно, по кредитам с высоким собственным взносом заемщика", – говорит директор по продажам "КредитМаркет" Денис Раковский.

Сколько стоит кредит?

Кредитовать покупку автомобилей банки готовы на довольно длительный срок – до 5–7 лет. Средняя номинальная ставка по длинным автокредитам составляет 17–20% годовых. К ней стоит прибавить еще 2–3% одноразовой комиссии. Более низкая номинальная ставка обычно является признаком наличия ежемесячной комиссии, которая, к слову, всегда начисляется на первичную сумму кредита, а не на остаток по задолженности, как обычная процентная ставка.

Короткие займы (на 3 года) можно взять и под 8–14% годовых. А суперкороткие на год обойдутся еще меньше – под 4–8% годовых. Встречаются и "нулевые" кредиты. Но, как правило, "нулевую" ставку сопровождает ежемесячная комиссия (примерно 1% в месяц) и повышенные требования по страхованию. В частности, банк может настоять на приобретение заемщиком кроме общепринятых КАСКО и ОСАГО, еще и полиса страхования жизни (1–3% суммы кредита).

Требования к минимальному собственному взносу, несмотря ни на что, продолжали снижаться. Если еще в начале 2011 года большинство банков требовали наличия минимум 30–50% стоимости авто на руках, то сейчас все чаще встречаются условия с 10–15% участием. А "ПриватБанк" и ВБР вообще готовы выдавать кредиты на всю стоимость автомобиля.

"Думаю, что уменьшение аванса – это больше маркетинговый ход для банка. И в 2012 году эти программы будут минимизированы. Банки будут относиться к первоначальному взносу более консервативно, заниженный или нулевой авансовый взнос будет компенсироваться более высокой оплатой по кредиту", – считает председатель правления Банка Русский Стандарт Игорь Дорошенко.

Кому дадут?

Несмотря на широкий выбор предложений по автокредитам, многие потенциальные заемщики так и остались потенциальными. "Подавала документы в три банка, ни в одном не получила положительного решения", – жалуется киевлянка Елена Гузиенко. Она уже разочаровалась и уверена, что все автокредиты – чистая фикция.

Банкиры оправдываются: скорее всего, отказ произошел из-за невысокого дохода клиентки или плохой кредитной истории. Действительно, официальная зарплата Елены составляет 4500 грн., а покупать она планирует Hyundai Tucson, цена на который стартует от 22 тыс. долл. На руках у нее уже есть 10 тыс. долл. После вычета расходов на оформление машины и оплаты страховки (около 2,5 тыс. долл.), остается еще 7,5 тыс. долл. Вычтем из них еще банковскую комиссию за выдачу кредита (2–3%, 300–460 долл. в нашем случае), и получим 7 тыс. долл. при грубом округлении. То есть, даже за вычетом все расходов клиентка готова внести 30% собственного взноса.

Размер ежемесячного платежа по кредиту для Елены составит минимум 2500 грн. (при сроке кредитования на 7 лет и с аннуитетной схемой погашения). Если выбрать классическую схему погашения, то первый платеж составит еще больше – 3100 грн. При этом большинство банков для определения способности клиента выплачивать конкретный заем используют простую схему – платеж не должен превышать 50% дохода заемщика. Невооруженным глазом видно, что доходы нашей героини эту проверку не прошли.

"В таком случае мы обычно советуем клиентам выбрать более дешевую модель автомобиля. Или накопить еще немного и прийти к нам через год-полтора", – рассказал менеджер по работе с клиентами одного из крупных банков. Если вариант "прийти через год" клиента категорически не устраивает, возможно, есть резон присмотреться к автомобилям с пробегом. Тем более, что банки сейчас довольно активно предлагают кредиты на подержанные авто.

Теги: покупка авто автокредит
Просмотров: 7220