Крупнейший внутри украинский авиаперевозчик - компания "Днеправиа" - вынужден скорректировать сроки обновления самолетного парка. Европейские банки, которые планировали финансировать сделку стоимостью около 400 млн долларов по закупке новых Embraer-190, не могут выполнить свои обязательства из-за кризиса.

Максим Арсланов

Еще в прошлом году авиакомпания "Днеправиа" - участник альянса "Украинская авиационная группа" - объявила о масштабных планах по обновлению флота. В январе 2011-го перевозчик зарезервировал слоты на поставку бразильским производителем 10 современных самолетов Embraer-190 на 104 места каждый с возможностью увеличения объемов еще на пять машин. Стоимость 10 самолетов для "Днеправиа" стороны не разглашали, но каталожная цена всей партии техники составила 400 млн долл. А если украинский перевозчик реализует дополнительный заказ на 5 воздушных судов, общая сумма поставки по каталогу производителя возрастет до 600 млн долл.

Boeing обошел Airbus по продажам в I квартале

Поставка техники предполагалась на условиях операционного лизинга. То есть совершить покупку должна была лизинговая компания, которая затем передала бы самолеты в пользование перевозчику. И "Днеправиа" ожидала первые два самолета еще в декабре 2011 года. Затем назывались другие сроки, например, январь 2012 года. Однако воздушные суда до сих пор не прибыли в Украину.

В компании объясняют задержку неблагоприятной экономической ситуацией в ЕС, которая помешала финансированию сделки. В результате европейские банки, которые планировали выделить средства под закупку Embraer-190, не в состоянии выполнить свои обязательства. По данным западных СМИ, в текущем году производители планируют поставить заказчикам технику на сумму порядка 100 млрд долларов, однако кризисное положение в ЕС перекрывает один из основных источников средств под эти контракты. А вместо денег банки располагают огромным количеством облигаций, выпущенных правительствами Греции, Италии и Испании.

ЕС расширил черный список авиакомпаний

Ситуация также осложняется острой нехваткой долларов. "Самолеты продаются и покупаются за американские доллары, а дефицит долларов создает огромные трудности, особенно для европейских банкиров, которые не могут получить достаточное количество этой валюты", - заявил глава сингапурской лизинговой компании BOC Aviation Роберт Мартин. И сегодня европейские банки ищут поддержку у своих американских и азиатских коллег, пытаясь передать им финансирование авиационных сделок.

Банковский кризис также отразился на европейских экспортно-кредитных агентствах, которые, в частности, финансируют около 40% заказов на продукцию Boeing и Airbus. "Из-за того, что европейские банки испытывают финансовые трудности, стоимость экспортных кредитов также растет", - отмечает ведущий экономист Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) Брюс Пирс.

"Сейчас европейские банки практически все передают Америке и отказываются уже от подписанных договоров на финансирование. Такого никогда не было. Мы ведем переговоры с Эксимбанком Бразилии и коммерческими банками, чтобы найти выход из положения", - сообщил Центру транспортных стратегий исполнительный секретарь альянса "Украинская авиационная группа" Евгений Трескунов.

Однако найти альтернативные источники финансирования будет непросто, поскольку серьезное влияние на условия поставки техники отечественным авиакомпаниям оказывают и сугубо украинские факторы. Низкие кредитные рейтинги нашей страны создают ей имидж государства с высокой степенью риска. А потому зарубежные контрагенты пытаются компенсировать потенциальные угрозы более жесткими условиями договоров, например, предлагая более высокие лизинговые ставки для новых самолетов.

Термінал в аеропорту Жуляни відкриють у квітні

Отчасти это обусловлено тем, что Украина подписала, но до сих пор не ратифицировала Конвенцию "О международных гарантиях в отношении подвижного оборудования", или Кейптаунскую конвенцию. Этот документ защищает интересы собственника воздушного судна в ситуациях, когда у авиакомпании-пользователя возникают проблемы. То есть владелец техники получает гарантию, что в случае, например, банкротства перевозчика он сможет беспрепятственно забрать свой самолет из страны, не опасаясь, что его арестуют в обеспечение претензий кредиторов. И чем меньше рисков, тем меньше ставки лизинга. В частности, тот же Эксимбанк США практиковал скидку до 30% для стран, которые ратифицировали Кейптаунскую конвенцию.

У Азарова допускают, что авиаперевозки могут подорожать

Но Украина пока этого не сделала, а потому авиакомпаниям приходится искать альтернативные способы снизить плату за пользование флотом. "Это усложняет процесс диалога с лизингодателем. Он оценивает это как дополнительные риски и пытается защититься путем повышенных цен. Мы, в свою очередь, умеем этому противостоять и предлагаем другие механизмы. Допустим, в отсутствие ратификации Кейптаунской конвенции мы получаем от государственных органов специальные документы, которые говорят, что этот самолет будет реализован по условиям, схожим с Кейптаунской конвенцией. Но, если у лизингодателя есть выбор, кому отдать самолет, то он отдаст его туда, где рисков меньше. Однако, поскольку на рынке есть такое явление, как кризис, мы периодически этим пользуемся", - рассказывает исполняющий обязанности генерального директора авиакомпании "АэроСвит" Александр Авдеев.

Как выглядит самолет Виктора Януковича

С учетом этих факторов найти альтернативные варианты финансирования контракта на 10 Embraer-190 будет нелегко. Однако в альянсе надеются, что поставка все же начнется в текущем году. "Мы ведем переговоры с производителем и с лизингодателем, чтобы найти все-таки решение, и эти самолеты были поставлены в течение второго-третьего квартала. Просто, возможно, вместо текущего лизингодателя, их сможет купить кто-либо другой. Обсуждаются различные механизмы", - отмечает Трескунов. А пока пять новых самолетов Embraer-190, окрашенных в ливрею "Днеправиа", ожидают своей участи на заводе в Бразилии.

Теги: днеправиа boeing самолеты
Источник: cfts Просмотров: 1250