Украинские одежники и обувщики переоценили свой товар. Продукция легпрома к весеннему сезону подорожала на 10-20%. У производителей, как всегда, нашлась сотня объяснений, почему они переписывают ценники. Среди главных причин называют повышения минимальных зарплат, небольшие объемы производства, а также «нечестную конкуренцию».

Нашим швейникам пока не удается вытеснить дешевый китайский импорт, хотя они уже и смогли сделать свой товар модным среди украинцев.

Шито белыми нитками

«Средняя зарплата по всей легкой промышленности в прошлом году превышала 4 тыс. грн. При сдельной оплате труда швея может зарабатывать 7-8 тыс. грн и больше», — рассказала UBR.ua президент-глава правления Ассоциации «Укрлегпром» Татьяна Изовит.

Но поднятие минимальной зарплаты до 3,2 тыс. грн. привело к тому, что некоторые предприятия все-таки были вынуждены сокращать персонал. При этом производительность труда в Украине на треть меньше среднеевропейской, то есть, нередко специалисты не отрабатывает свою зарплату.

По словам директора по маркетингу LeBoutique Юлии Шиловой, у украинских производителей есть две проблемы — низкая эффективность производства и отсутствие вертикальной интеграции в отрасли.

Из-за того, что большая часть одежды шьется небольшими партиями, ее себестоимость высокая. В итоге украинские производители живут с наценкой 40-50%, а у западных модных брендов markup составляет 250-400%.

«С другой стороны, за 26 лет независимости у нас в стране не появилось новых текстильных предприятий. Не производят и фурнитуру. Поэтому украинские производители вынуждены закупать импортные нитки, ткани и фурнитуру», — говорит Юлия Шилова.

О нехватке сырья говорят и в «Укрлегпроме». Татьяна Изовит называет ряд предприятий, которые сейчас работают на украинский рынок.

Например, тернопольский «Текстерно» выпускает ткани для постельного белья, специального назначения, черниговский камвольно-суконный комбинат «Чексил» — ткани для пальто и костюмов, «Черкасский шелковый комбинат» делает спецодежду и форму для силовиков, в Харькове появился новый производитель ткани для пальто — ТМ VLADI и т.д. Трикотажная фабрика «Роза», Львовский «Проминь», «Ровенский льнокомбинат» выпускают трикотажные полотна, есть также Фабрика искусственного меха в Желтых Водах, ПП «Ярослав» запустил махровое производство в Богуславе.

Зато по части готовых изделий мы можем производить все: от носков до одежды, обуви и сумок. Война и соглашения о зонах свободной торговли с ЕС и Канадой позволили оживить этот рынок. Плюс продолжают пользоваться спросом давальческие схемы.

«Китайцы уже начинают кооперироваться с нашими обувщиками, чтобы производить свой товар здесь, а не везти готовую продукцию в Европу», — рассказала Татьяна Изовит.

У нас также много производителей кожевенного сырья. Но самого сырья не хватает, так как поголовье КРС год от года сокращается.

Однако импорт из Китая мы не вытесняем. Как говорят в «Укрлегпроме», сюда везут в основном дешевый товар, который порою может вообще не соответствовать никаким критериям качества и безопасности. Например, украинский рынок обуви заполнен на 70-80% товаром из КНР, по готовой одежде этот показатель немного меньше.

«У нас нет конкуренции на рынке, есть нечестная торговля. Например, продажа импорта частниками на рынках без учета и контроля, есть «гуманитарка» и сэконд хенд, распространение которых также почти не контролируется», — поясняет Татьяна Изовит.

Продает цена

По данным «Укрлегпрома», в прошлом году средняя цена китайского импорта мужских трикотажных пальто и курток в Украину составляла $15,3 за штуку, а из Турции — $19,1. При этом доля завезенного товара из Китая около 47%, а турецкого — 3%. При стоимости в 450 грн такой товар продается в отечественной рознице в среднем по 1125 грн, то есть почти со 150% наценкой.

И чем ниже цена, тем выше доля импорта из Китая. Например, пара женского белья стоила в 2016 году всего 50 центов, а его доля достигала почти 67%. Аналогичный турецкий товар заходил в Украину по 80 центов, и его доля не превышала 11%.

По обуви картина схожая: $9 за китайскую кожаную пару (54% импорта) и $5,94 за другую обувь (доля 18,5%). Возникает вопрос: может ли стоить 270 грн. пара обуви из натуральной кожи.

«В Украине производят одежду абсолютно разного ценового уровня. Есть бренды, которые по цене дешевле Китая, а по качеству пошива превосходят его в разы. Есть довольно много марок, которые стоят дороже итальянских, хотя и сшиты из дешевой ткани. Если брать средние цифры на первый квартал 2017 года, то украинская одежда стоит дороже Китая и сравнима по цене с Турцией», — говорит Юлия Шилова.

В то же время ряд компаний рассматривает варианты размещения заказов в Китае. По словам, владельца украинского бренда спортивной одежды Flyingbro Максима Ситайло, несмотря на наличие мощностей в Украине они всерьез раздумывают над тем, чтобы заказать производство кроссовок в Китае, где пара обойдется в $8 при возможности заказа от 5 пар.

«Мы обзвонили практически все украинские обувные фабрики. Никто не хочет браться даже за 200 пар. Например, завод в Лубнах выпускает 100 тыс. пар галош и ничем больше не интересуется произвести в Украине что-то очень сложно и дорого. В КНР зарплата $400-500, а в Украине — $200. Но там есть колоссальный выбор поставщиков комплектующих, а нас все нужно везти из-за границы. Поэтому мы пока делаем бафы, шапки и футболки. Здесь нужно лишь купить ткань и швейную машинку», — говорит Ситайло.

По словам эксперта, учитывая, что почти 60% населения по официальной статистике получает доходы ниже 3,2 тыс. грн, ему очень трудно что-то продать. Покупают только дешевое на рынках, в сэконд хенде и в ларьках у метро.

«Поэтому самая главная проблема — сбыт. Для кроссовок ходовой диапазон — 400-800 грн. Например, украинский производитель хороших кроссовок по цене больше 3 тыс. грн, продает по 5-6 пар в месяц. А те, кто заказывают товар в Китае, отдают его по цене 800-900 грн и сбывают больше тысячи в месяц», — рассказал Ситайло.

По мнению эксперта, конкурировать с базаром могут только компании, которые работают с минимальной маржой в 5-7%. У кого это получается, со временем развиваются, как например, Запорожский производитель обуви Mida или Ровенский льнокомбинат.

Не спасает ситуацию и мода на украинское. По словам Юлии Шиловой, бум на made in Ukraine пришелся на конец 2014 - первую половину 2015.

«К примеру, в LeBoutique доля продаж украинских брендов в этот период доходила до 45%. Сейчас ажиотажа на украинские товары нет. В нашей структуре продаж украинские товары занимают порядка 35%», — говорит Юлия Шилова.

Самые популярные категории — это текстиль для дома, женская одежда (платья и блузы), верхняя одежда, а также трикотаж.

Сейчас на первом плане — цена. И производителям приходится рассчитывать на массового бедного покупателя.

«Этой зимой при больших затратах на рекламу мы получили меньше продаж. Мы проводили эксперимент: снижали цену на 50% (при среднем чеке 350 грн) и продажи вырастали сразу на 100%», — говорит Максим Ситайло.

Теги: одежда легкая промышленность обувь цены пошив одежды
Источник: Украинский Бизнес Ресурс Просмотров: 4004