Премьер-министр России Владимир Путин решил, что российские вагоностроительные заводы необходимо защитить от демпинга иностранных конкурентов. "Нужно будет защитить их от демпинга. У нас некоторые наши партнеры пытаются демпинговать на нашем рынке. На это нужно реагировать",- заявил премьер во время встречи с губернатором Свердловской области (на ее территории находятся два крупных предприятия транспортного машиностроения - "Уралвагонзавод" и "Уралмаш") Александром Мишариным. Также российский премьер добавил, что уже дал поручение Минэкономразвития разработать соответствующие предложения и потребовал аналогичной инициативы со стороны руководства заводов и области.

Во время встречи российских политиков шла речь о том, что вагоностроительные заводы в России сейчас вышли из кризиса, а некоторые даже достигли рекордных объемов производства. "К уровню 2008 г. мы выросли на 14%",- сообщил господин Мишарин.

Рост производства вагонов на территории СНГ диктуется повышенным спросом на эту продукцию. Который, в свою очередь, провоцирует постоянный рост цен на вагоны. Эту тенденцию подтверждают украинские аналитики. "Цены на грузовые полувагоны выросли c $60 тыс. за единицу в четвертом квартале прошлого года до $65 тыс. в январе этого года, а в феврале они уже стоят $70 тыс. Этот рост опережает подорожание основных составляющих себестоимости вагона, что позволяет нам надеяться на увеличение доходности вагоностроительных предприятий по итогам первого квартала 2011 г.",- говорит аналитик Concorde Capital Егор Самусенко.

Тем не менее украинская вагоностроительная продукция действительно выигрывает по уровню цен у своих конкурентов на российском рынке. И хотя Владимир Путин не назвал "демпингующих" партнеров, анализ ценовой ситуации на рынке вагоностроения подсказывает, что имелись в виду именно вагоны из Украины. Так, по данным аналитического ресурса "Промышленные грузы", самый дешевый грузовой полувагон российского производства в январе стоил около $72 тыс. ("Уралвагонзавод"), в то время как средняя цена российского вагона на рынке - $75 тыс. Вагон же производства украинского Крюковского ВСЗ продавался на тех же условиях доставки за $68-69 тыс. (в зависимости от объема кузова). Вагоны других украинских предприятий в январе можно было приобрести в среднем за $70 тыс. Цены же на полувагоны других конкурентов России по этому рынку из стран СНГ не давали повода для беспокойства: например, узбекская продукция отпускалась по $76 тыс. за единицу.

Инвестаналитики полагают, что введение ограничительных пошлин ощутят на себе все украинские производители вагонов, поскольку доля России в общем объеме их экспорта составляет более 90%. "Россия является одним из ключевых импортеров украинских вагонов. В 2010 г. Украина увеличила экспорт вагонов в Россию. За 11 месяцев 2010 г. было экспортировано вагонов на сумму свыше $1,4 млрд., то есть рост составил более чем в шесть раз в денежном выражении и в 4,7 раза в количественном. Введение любых заградительных мер может негативно сказаться на вагоностроительной отрасли Украины в целом",- говорит аналитик ИГ "Сократ" Иван Панин.

С другой стороны, у рыночных аналитиков вызывают удивление как намерения российского правительства ограничить импорт вагоностроительной продукции, так и тот факт, что российские вагоны проигрывают украинским по ценовым параметрам. "В России значительно ниже себестоимость вагонов, поскольку главные составляющие производства - металл и энергетические ресурсы - у них дешевле",- отмечает аналитик MT-Invest Алексей Некраса.

Также эксперт не видит оснований для ограничений импорта вагоностроительной продукции в Россию. "В России сейчас не хватит собственных мощностей для того, чтобы обеспечить растущий спрос",- утверждает господин Некраса. По данным инвестаналитиков, украинская продукция занимает сейчас более 40% российского рынка и 25% рынка СНГ. Наиболее активно расширением парка подвижного состава сегодня занимается ОАО "Российские железные дороги", но в России значительная доля перевозок (около 50%) приходится на частные вагонные парки.

Егор Самусенко из Concorde Capital предполагает, что намерением российских властей является повышение доходности вагоностроительного производства в период ажиотажного спроса на вагоны. "Если будет введена импортная пошлина - то украинские производители не потеряют ощутимо долю рынка, хотя вынуждены будут повысить цены на свою продукцию. Это даст возможность повысить цены и российским заводам",- считает эксперт.

На самих предприятиях не очень верят в то, что Россия пойдет на введение пошлин. "Вагоны будут пользоваться повышенным спросом еще как минимум год, и в течение этого времени вводить ограничения на импорт нет смысла",- сказал представитель Крюковского ВСЗ.

Теги: путин промышленный рынок
Источник: Экономические известия Просмотров: 1417