Объемы выпуска техники для АПК отечественными предприятиями уменьшаются, отдельные предприятия не работают или вообще прекратили свое существование. Ситуация критическая: сельхозпроизводители обеспечены техникой только наполовину от технологической потребности, а имеющийся машинно-тракторный парк почти на 90 % нуждается в замене. Об этом сообщает пресс-служба Счетной палаты.

Проведенный Счетной палатой аудит показал, что в Украине отсутствует действенная государственная политика развития отечественного машиностроения для обеспечения потребностей сельхозпроизводителей.

На внутреннем рынке уже почти 80 % объемов продаж приходится на технические средства зарубежного производства, которых только в 2010 году реализовано на 2,6 млрд. долларов США. А это отток из экономики Украины финансовых ресурсов, потеря тысяч рабочих мест, научно-технического и производственного потенциала машиностроительных предприятий, их упадок и полная зависимость агропромышленного производства Украины от зарубежных фирм.

Аудит состояния выполнения Государственной программы развития отечественного машиностроения для агропромышленного комплекса на 2007-2010 гг., третьей по счету программы такого рода, показал, что она, как и предыдущие, не выполнена, а ее цель не достигнута.

За время действия программы уровень выполнения мероприятий за счет бюджетных средств составил лишь 18,2 % от предусмотренного объема. При этом из бюджета финансировался только один из трех программных направлений - опытно-конструкторские работы. Два других - компенсация кредитных ставок банков по кредитам на техническое переоснащение предприятий АПК и совершенствование нормативно-правовой базы по вопросам машиностроения для АПК - не финансировались вообще.

Как следствие, при наличии научных разработок предприятия не смогли переоснастить собственное производство под выпуск новой продукции, что ослабило их конкурентоспособность.

Аудитом установлено, что сама Государственная программа несовершенна, а ее отдельные положения не соответствуют требованиям закона "О государственных целевых программах". В ней не определены практические механизмы их реализации и конкретные задачи органами исполнительной власти. Поэтому кроме Минпромполитики, как государственного заказчика программы, другие центральные органы исполнительной власти участия в ее исполнении не принимали.

Аудиторы отметили, что Минпромполитики не обеспечило последовательной и действенной государственной поддержки развития отечественного машиностроения для АПК, а также эффективного использования на эти цели средств госбюджета. В 2007-2010 годах министерство неэффективно использовало около 16 млн. грн, или почти половину общего объема использованных бюджетных средств.

Минпромполитики не обеспечило надлежащего выполнения опытно-конструкторских работ, отобранных на выполнение задач программы, а состояние внедрения результатов выполненных работ - неудовлетворительное. Разработанная по договорам техника в серийное производство еще не внедрена.

Состояние планирования и финансирования расходов госбюджета на выполнение мероприятий программы было неудовлетворительным и не способствовало эффективному использованию бюджетных средств. В частности, Минфин предусматривал неравномерную в течение года помесячную роспись ассигнований госбюджета на эти цели (2 / 3 объема бюджетного финансирования предполагалось на четвертый квартал), чем заранее создал неблагоприятные условия для выполнения необходимого объема работ.

На сегодня остается нерешенной судьба Государственного департамента тракторного и сельскохозяйственного машиностроения, который функционировал в составе ликвидированного в ходе админреформы Министерства промышленной политики Украины и занимался развитием отечественного машиностроения для АПК. Вопрос относительно того, кто будет реализовывать задекларированные государственные приоритеты в сфере отечественного машиностроения для АПК остается открытым.

Теги: машиностроение апк счетная палата
Источник: Украинский Бизнес Ресурс Просмотров: 2164