Крупнейший украинский авиаперевозчик "АероСвіт" в прошлом году получил 1,45 миллиарда гривен чистого убытка, увеличив его более чем в 3 раза. В авиакомпании такие результаты объясняют агрессивным развитием и увеличением расходов на топливо и услуги.

Как сообщает "КоммерсантЪ-Украина", убытки понес и ближайший конкурент "АероСвіта" – "Международные авиалинии Украины", поэтому усилия обеих компаний в этом году будут направлены на снижение затрат.

Чистый убыток "АероСвіта" в прошлом году составил 1,45 миллиарда гривен – это в 3,3 раза больше, чем в 2010 году. Об этом сообщило вчера руководство компании в объявлении о будущем общем собрании акционеров. Доходы перевозчика не раскрываются. За 2011 год его активы выросли в 10,6 раз, до 1,12 миллиарда гривен, а общая дебиторская задолженность сократилась на 10,7%, до 618,1 миллиона гривен. Численность сотрудников авиакомпании увеличилась на 31,4%, до 2,57 тысячи человек. В прошлом году "АероСвіт" перевез по предварительным данным 2,8 миллиона человек (+63,1%).

Помощник генерального директора "АероСвіта" по связям с общественностью Сергей Куцый говорит, что для компании такой рост убытка стал несколько неожиданным. Себестоимость перевозки в прошлом году оказалась самой высокой за последние 5 лет. По словам Куцого, рост убытка "АероСвіта" в прошлом году обусловлен в первую очередь инвестициями в развитие маршрутной сети, а также удорожанием топлива (преимущественно в первом полугодии; занимает около 40-50% в себестоимости перевозок), лизинговых платежей, а также расходов на аэронавигацию и обслуживание в аэропортах.

"Развитие маршрутной сети в 2011 году, когда было открыто 11 новых маршрутов и увеличена частотность на большинстве эксплуатируемых линий, потребовало от авиакомпании дополнительных вложений. Кроме того, около 20 новых направлений, освоенных в 2010 году, еще не выведены на самоокупаемость. На это, как правило, уходит в среднем 2 года", - пояснил Сергей Куцый.

В последний раз чистую прибыль перевозчик получил по итогам 2007 года – тогда менеджмент компании заявил, что компания заработала 8 миллионов долларов. По результатам 2008 года, в том числе из-за начала кризиса, чистый убыток составил 405,3 миллиона гривен. "Информации о финансовых показателях 2011 года недостаточно, но обязательства компании определенно высокие", - уверен руководитель аналитического департамента ИГ ТАСК Андрей Шевчишин.

Сейчас перевозчик работает над реструктуризацией задолженности с целью снижения доли текущих обязательств. Также принимаются меры по перекредитованию авиакомпании. По итогам прошлого года долгосрочные обязательства "АероСвіта" сократились в 2,4 раза и составили 266,46 миллиона гривен, тогда как текущие обязательства выросли в 2,64 раза, до 3,11 миллиарда гривен. Шевчишин считает, что компания может рассчитывать на рефинансирование долга благодаря своим акционерам, среди которых числятся совладелец ПриватБанка Игорь Коломойский и глава набсовета ИК "Ренессанс Капитал Украина" Григорий Гуртовой: "Господин Коломойский имеет свои каналы доступа к капиталу".

"АероСвіт" также намерен оптимизировать свою маршрутную сеть и сократить работу на наименее рентабельных линиях", - подчеркнул Куцый. Еще одним эффективным инструментом сокращения расходов в компании называют расширение коммерческого сотрудничества с авиаперевозчиками-партнерами, включая код-шеринговые соглашения.

Другие крупные перевозчики в последнее время также не демонстрируют прибыль. "Международные авиалинии Украины" (МАУ) и "Днеправиа" свои данные не публиковали, но убыток МАУ в 2010 году составил 200 миллионов гривен (данные неаудированной отчетности), убыток "Днеправиа" – 263,28 миллиона гривен. В МАУ вчера заявили, что не обязаны публиковать свои финансовые показатели. "Мы можем только сообщить, что прошлый год мы закончили с убытком и планируем выйти на безубыточный уровень в этом году", - рассказала пресс-секретарь МАУ Евгения Сацкая, объяснив полученные результаты активным развитием компании в прошлом году.

Такая тенденция наблюдается не только среди украинских авиаперевозчиков. В конце прошлого года Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) понизила прогноз прибыли авиакомпаний мира в нынешнем году с 4,9 до 3,5 миллиарда долларов. "Если кризис еврозоны превратится в полномасштабный банковский кризис и начнется рецессия, мировая индустрия авиаперевозок в 2012 году может понести убытки на сумму более 8 миллиардов долларов", - прогнозируют в IATA.

Теги: убытки аэросвит
Источник: Коммерсантъ-Украина Просмотров: 960