Украинский бензин не востребован на рынке из-за низкого качества. А за улучшение его качества придется заплатить гражданам. Такое мнение эксклюзивно для UBR.UA высказал аналитик по электроэнергетике, нефти и газу инвестгруппы "Арт Капитал " Станислав Зеленецкий.

"Рост цен действительно происходил в прошлые годы, но причина этого вряд ли в импортерах (доля в 2007-2008 годах не превышала 40% - см. рис. 1). Тут, скорее всего, стоит искать причины в росте цен на нефть, акцизных сборов и налогов, и, быть может, действительно в каком-то сговоре операторов", - предполагает он.

Однако, как сказал эксперт, если цены на рынке нефтепродуктов "взвинчены" необоснованно, то почему аналогичный бензин украинских НПЗ по более низким ценам не покупают?

"Ответ лежит в низком качестве нашего бензина и низкой эффективности производства НПЗ (низкая эффективность в частности связанна с низкими объемами переработки см. рис.2). Поэтому, ввод пошлин призван повысить цены на импортный бензин и значительно увеличить спрос на отечественное топливо, которое в свою очередь также подорожает, но меньше чем импортное, для того что бы повысить рентабельность НПЗ", - считает Зеленецкий.

По его мнению, за счет дополнительно вырученных средств, украинские НПЗ расширят свою инвестпрограмму и повысят качество топлива и эффективность производства, после чего можно будет конкурировать с импортом.

"Наверное, основной идеей так называемой "программы по возрождению нефтепереработки в Украине" является как раз таки ввод импортной пошлины", - подчеркивает эксперт.

По мнению Зеленецкого, увеличить объемы переработки до 14 млн. тонн в 2011 году вполне реально при условии ввода пошлины.

"Из-за пошлин резко возрастет спрос на украинский бензин, что будет стимулировать импорт нефти для переработки. В частности, на Кременчугском НПЗ сообщили, что у случае ввода пошлины они увеличат поставки азербайджанской нефти в 3 раза (на 3.2 млн тонн, поскольку существенно повысить добычу украинской нефти нельзя), при объеме переработки нефти на уровне 11 млн тонн в 2010, этого объема достаточно для роста переработки до более чем 14 млн. тонн", - сообщил Зеленецкий.

Относительно качества нефти, то, по словам эксперта, Кременчугский НПЗ в января 2011 начал выпуск 95-го и ДТ по стандарту евро-4 (Лисичанский и Одесский заводы уже работают по этим стандартам), что существенно улучшило качество топлива. Через год-полтора НПЗ планируют перейти на евро-5.

"С точки зрения правительства, ввод пошлины – разумное решение, иначе украинские НПЗ просто остановятся, и мы еще сильнее будем зависеть от импорта (на импортеров власть никак не сможет повлиять). Однако, за обеспечение "энергетической безопасности" страны придется платить гражданам. В итоге, пошлина, вероятно, будет введена (но может ниже чем €80/130), цены на импортный бензин вырастут на 10-12%, на украинский бензин возможно меньше. При этом, в моменте (на переходном этапе, когда пошлина будет введена, а дополнительные объемы нефти еще не поступят на НПЗ) может возникнуть дефицит бензина (т.е. будет только дорогой импортный)", - отметил Зеленецкий.

Как сообщалось ранее, рост цен на нефтепродукты в Украине вызван отменой пошлин на импорт нефтепродукты, считает премьер-министр Николай Азаров.

"Отмена пошлин на импорт нефтепродуктов в прошлые годы привела к монополизации рынка со стороны импортеров: их доля на рынке достигла 60%. Это позволило им ввести ценовой диктат, что увеличило стоимость топлива практически до европейского уровня", - сказал премьер.

Он подчеркнул, что правительство проводит последовательную политику возрождения отечественной нефтеперерабатывающей отрасли. "В том числе путем защиты отечественного рынка от излишних объемов импорта", - сказал Н.Азаров.

Премьер добавил, что Министерство энергетики и угольной промышленности подготовило программу возрождения нефтепеработки в Украине, которая предусматривает увеличение переработки отечественными НПЗ до 14 млн тонн нефти уже в текущем году (с 11,1 млн тонн в 2010 году - ИФ) и дальнейшую модернизацию заводов.

Теги: нефтепродукты цены бензин
Источник: Украинский Бизнес Ресурс Просмотров: 2014