Старая модель продаж больших пакетов каналов на любой вкус отходит прошлое, так как дистрибуторы контента устанавливают слишком большую цену за трансляцию своих эксклюзивных продуктов.

Со следующего года в пакетах многих сетей кабельного телевидения не окажется дорогих спортивных, развлекательных, эротических и других телеканалов, таких как Eurosport, Discovery, Animal Planet, " Футбол" и пр. Их место займут бесплатные национальные каналы, а также каналы и стран СНГ.

ТВ -пакет формируется из двух основных типов каналов: тех, за показ которых оператор платит владельцу авторских прав на этот продукт, и тех, которые зарабатывают исключительно на рекламе и не требуют отчислений у кабельщиков. Существует еще и третья группа каналов – нишевые, региональные и непопулярные. Таким приходится наоборот доплачивать кабельной сети, чтобы туда попасть. Естественно, фишкой любого кабельщика до последнего времени являлись каналы из первой группы дорогих телевизионных продуктов.

Но со следующего года включать премиум-продукт в ТВ-пакеты станет для многих не рентабельно. Дело в том, что их дистрибуторы со следующего года в очередной раз поднимают сборы. И продавать такой контент потребителю по старым ценам станет неоправданно с экономической точки зрения.

Как заявляет президент группы компаний "Воля" Сергей Бойко, больше всех отчисления планируют поднять спортивные каналы, такие как "Евроспорт", " Футбол". По его словам, речь идет об увеличении платы за эту группу каналов в среднем в 2-3 раза.

Директор компании "Юникаст Инвест" ("Триолан") Вадим Сидоренко добавляет, что дороже всего окажутся именно футбольные телепродукты. Это связано с тем, что ажиотаж вокруг этого вида спорта существенно возрастет в связи с проведением чемпионата Евро-2012.

Впрочем, некоторые "спортивные правообладатели" еще до конца не определились со своей политикой. "Мы пока делаем анализ ситуации. Решение еще не принималось", - говорит президент группы компаний "Поверхность" Виктор Самойленко (производит каналы "Спорт 1" и "Спорт 2").

Сергей Бойко отмечает, что есть вероятность того, что и платные российские каналы возрастут в цене на 15-20%. Впрочем, как он утверждает, с их стороны были пока только намеки. Предложений пока не последовало. Это слова подтверждает Игорь Давыденко, директор "НТВ+ Украина". "Мы пока ни с кем из украинских кабельных операторов не вели переговоры по поводу изменения тарифов ни в какую сторону", - сказал он.

По словам Сидоренко, если даже все каналы подорожают в среднем на несколько десятков процентов (что, скорее всего, и произойдет), это будет последней каплей в море. "Дистрибуторы закладывают увеличение платы за авторские права каждый год. И их не волнует, смогут ли абоненты покупать каналы по таким ценам. Поэтому кабельным операторам приходилось кросссубсидировать ТВ за счет высокорентабельного Интернет-направления. Но если ставки поднимутся еще хоть чуть-чуть, то вся бизнес-схема рушится", - отмечает он.

Участники рынка отмечают, что дистрибуторы зачастую не просто хотят увеличить расценки, а действуют под лозунгом "андеррепортинга". Они заявляют, что кабельные компании намеренно занижают объемы своих абонентских баз в разы и платят таким образом в расчете на каждого клиента существенно меньшие отчисления. Кабельные компании признают эту проблему. Но видят иные пути ее решения. Президент ассоциации "Укртелесеть" Василий Анипченко отмечает, что операторы показывают в лучшем случае 30-50% реальной абонентской базы, а дистрибуторы сейчас требуют платить за все 100%.

Анипченко полагает, что эту проблему не решить давлением на операторов. "Здесь нужно вносить изменения в законодательстве. Сейчас операторы платят за контент, кто как договорится. А должны платить одинаково. Иначе условия на рынке будут складываться не равные", - говорит он. Его слова подтверждает Вадим Сидоренко. "Такой крупный игрок как "Воля" может выдвинуть дистрибутору ультиматум: если вы существенно повышаете цену, то мы попросту выключаем ваш канал, вы теряете рынок. Естественно они договорятся. У небольших сетей таких козырей нет. И им придется либо принимать условия, либо прощаться с контентом", - отмечает он.

Опрошенные кабельщики отмечают, что в следующем году у них будет два варианта работы с платными каналами. Некоторые просто уберут их из пакетов и заменят бесплатными национальными продуктами и каналами из стран СНГ, которые зарабатывают исключительно на рекламе. А таких, по словам, Сидоренко, благо не мало – около 70-80 штук. Кстати, "Триолан" уже сообщил своим абонентам, что со следующего года платных каналов в пакетах не будет.

Второй вариант развития событий - расценки на ТВ-пакеты для существенно возрастут. Сидоренко оценивает, что если учитывать полною себестоимость продукта, что цены нужно будет поднять в 1,5-2 раза. Есть и еще один вариант распространения платного конента – продажа каналов поштучно. Над ним бизнесмены сейчас тоже раздумывают.

Как бы там ни было, но пакетов с "полным фаршем" (от новостных каналов до эротических и спортивных) за 30-40 грн в месяц в следующем году телезрители уже не увидят.

Теги: цены телевидение медиарынок
Источник: Комментарии Просмотров: 780