За последние пять лет рынок качественных торговых центров Киева увеличился более чем на 60%. Сейчас его совокупная арендная площадь составляет больше 800 тыс. кв. м. Такой рост предложения на фоне кризиса и снижения потребительского спроса привел к усилению конкуренции.

Одним из проверенных способов завлечь посетителей остается фуд-зона.

В международной практике чаще всего используют два типа показателей обеспеченности торгового комплекса объектами общественного питания — по количеству "кухонь" (заведений) в торговых центрах разного масштаба и по их доле от пригодной для аренды площади, пояснила аналитик компании JLL (Украина) Марьян Супчан.

Аппетитные замеры

В первом случае принимается во внимание необходимое количество кухонь в торговых центрах в зависимости от типа комплекса. Этот показатель варьируется от 4-6 для небольших объектов до 10-15 для суперрегиональных центров.

Среди районных и окружных торговых центров Киева около 30% объектов полностью соответствуют данному критерию, среди них, в частности, ТЦ "Комод" и "Полярный", ТРЦ Silver Breeze и "Арт Молл", рассказала Супчан. При этом в 10% торговых центров данных форматов кафе и ресторанов даже больше нормы.

В региональных ТЦ (арендуемая площадь до 85 тыс.кв.м) в стандарт попали около 40%, в том числе "Проспект" и ТРЦ "Гулливер".

"Еще в порядка 40% комплексов пороговое значение превышено", — отметила Супчан.

Второй подход, принятый в международной практике, учитывает долю кафе и ресторанов, а также операторов фуд-корта и заведений самообслуживания от площади торгового центра.

Оптимальным уровнем для классических ТЦ считается показатель в 5-7%. 

Данному критерию соответствует около 20% качественных торговых центров Киева. Среди них можно выделить ТРЦ "Караван", ТЦ "Глобус", ТРЦ Ocean Plaza и др. Еще примерно в четверти торговых центров доля GLA (площади), приходящаяся на заведения общепита, превышает 7%.

"В большей степени это характерно для небольших торговых комплексов, расположенных в спальных массивах", — пояснила Супчан. Чуть более половины ТЦ Киева не соответствуют минимальному показателю доли заведений общепита от площади ТЦ.

Идеальное меню

"Для стандартного торгового центра недостаточность или даже превышение любого из критериев может свидетельствовать о неоптимальном выделении площадей под заведения общепита", — прокомментировала ситуацию руководитель отдела торговых площадей компании JLL (Украина) Екатерина Весна.

Превышение одного или даже двух критериев возможно в случае, если это оправдано локацией объекта, целевой аудиторией и концепцией. Например, такое решение допустимо для районного или окружного торгово-развлекательного центра, расположенного в спальном районе, где в пешей доступности не найти пока заведений общественного питания, или в объектах вблизи рекреационных зон, транспортных узлов.

Иногда небольшая доля заведений питания в объекте связана с окружением ТРЦ.

"В качестве примера можно привести ТЦ "Мандарин", который не нуждается в большом количестве заведений питания, поскольку связан с "Арена Сити",  где образовался целый ресторанный дворик с  проектами многих известных рестораторов Киева. При условии, что fashion-оператор имеет возможность платить более высокие ставки аренды, чем заведения питания, собственник ТЦ "Мандарин" мог не придерживаться традиционной квоты", — пояснила Екатерина Весна.

Наиболее явной ошибкой, встречающейся в объектах, эксперт отметила совмещение на одном фуд-корте двух заведений со схожим ассортиментом — это создает искусственную конкуренцию, и они "крадут" друг у друга посетителей. В результате, обороты каждого из этих операторов ниже, чем, если бы это были два ресторатора с разной "кухней" или один — с расширенной технологией в случае, если спрос на это меню слишком велик.

Как говорит коммерческий директор CDA Real Estate, управляющей компании сети ТРЦ "Караван" (Киев, Харьков, Днепропетровск) Александра Негода, в его сети состав фуд-арендаторов подобран таким образом, чтобы предоставить посетителям достаточно разнообразный выбор кухонь и блюд: от бургеров, суши до вегетарианских салатов.

"Поэтому на данный момент мы не планируем расширять площадь фуд-зоны. За последние два года площадь зоны ресторанов и фуд-корта в сети ТРЦ "Караван" практически не изменилась. Фуд-арендаторы занимают от 3 до 6% от общей арендной площади, в зависимости от объекта", — прокомментировала UBR.ua Александра Негода.

В Gulliver подкрепиться можно на трех этажах — минус первом ("Сильпо" со своими семью ресторанами плюс ресторан Mario's trattoria), шестом и седьмом, всего более двух десятков заведений.

"В нашем ТРЦ присутствует и традиционный фуд-корт, он служит для того, чтобы посетители после шопинга и посещения визового центра могли утолить голод. А есть и рестораны-якоря, которые привлекают посетителей сами по себе. Выбирая новых арендаторов, учитываем тренды, смотрим на то, что сейчас "по вкусу" нашим посетителям", — рассказала UBR.ua гендиректор Gulliver Ирина Круппа.

В марте в ТРЦ Gulliver суши-бар "ЯпонаХата" был открыт в новом для сети формате, с отрытой кухней, где на глазах у посетителей блюда готовят с помощью большой плиты "тепан". В начале апреля пул арендаторов ТРЦ Gulliver пополнился заведением итальянской кухни Piccolita, которое ранее было представлено только в формате стрит-фуда на фестивале уличной еды. И в апреле же открылась Сушия, обустроив на 6 этаже площадь 270 кв. м на 100 посадочных мест. 

В Skymall фуд-корт зона постоянно совершенствуется, рассказала директор по маркетингу Юрия Ванченко.

"Наша цель — сделать зону фудкорта более интересной, чтобы можно было найти еду на любой вкус и кошелек. Ограничиваться только разными видами фастфуда не можем, поэтому расширяем ресторанный сегмент. Буквально два месяца назад открыли Chili Pizza на 500 кв.м. Теперь нужен детский ресторан", — отметила она UBR.ua.  

Распределение точек общепита в ТЦ по специализации:

кофейня

19%

фаст-фуд

17%

суши-бар

13%

итальянская кухня

9%

кухни народов мира

8%

украинская кухня

7%

кафе-кондитерская

6%

fast-healthy

5%

азиатская кухня

5%

бары и пабы

4%

американская кухня

3%

другое

5%

Теги: трц в украине где поесть в трц
Источник: Украинский Бизнес Ресурс Просмотров: 2442