В столице сейчас тепло далеко не всем. Из 10 тыс. домов по состоянию на 7 ноября из-за повреждений труб, которые изношены на 70%, не отапливается полсотни многоэтажек. Об этом сообщил заместитель главы КГГА Петр Пантелеев. По его словам, в течение суток все аварии должны быть устранены. Но всем, у кого до сих пор в квартирах холодно, власти и энергетики обещают произвести перерасчет.

По счетчику или по погоде

В КГГА подтвердили, что потребители должны платить только за качественные услуги.

"В случае предоставления некачественной услуги, будет произведен перерасчет. Ведь тарифы на горячую воду и отопление велики. Поэтому потребитель должен либо получать качество, либо платить меньше", — признал Пантелеев.

По его словам, между столичной властью и крупнейшим поставщиками тепла — компаниями ПАО "Киевэнерго" и ООО "Евро-Реконструкция" — подписан соответствующий договор.

Разумеется, там, где уже есть квартирные или домовые счетчики тепла, а это примерно 90% жилого фонда столицы, киевляне платят исключительно за потребленные гигакалории. Напомним, стоимость 1 Гкал составляет 1416,96 грн. (см. табл).

Сложнее жильцам тех 700 домов, где по техническим причинам просто невозможно установить счетчики, например, нет подвала. Для них применяется нормативный тариф из расчета 32,97 грн./кв. м отапливаемой площади.

При таком подходе владельцы квартир без счетчиков переплачивают за обогрев, если зима теплая. Для устранения дискриминации с прошлого года действует методика расчета тарифа на отопление в привязке к температуре окружающей среды (постановление КМУ №1037).

"Мы начали применять эту методику в декабре 2015 года и за прошлый отопительный сезон киевляне сэкономили примерно 42 млн грн. Потому что практически все среднемесячные температуры были выше нормативно-расчетных", — пояснил коммерческий директор ПАО "Киевэнерго" Евгений Бушма.

То есть нормативную цифру в 32,97 грн./кв. м умножали на специальные корректирующие коэффициенты, и она снижалась, если было тепло. Например, в марте 2016 года скидка достигала 25%.

Но в октябре 2016 г., как отмечает Бушма, скидки не будет, так как этот месяц оказался довольно холодным. Вместо запланированных в тарифе на октябрь 8,1 градусах реальная среднемесячная температура за окном не превышала 6,5 градусов. 

"Если в ноябре температура опять окажется ниже, чем расчетная в 1,9 градуса, счета увеличатся. К этому тоже надо быть готовым", — поясняют в "Киевэнерго".

За что берут деньги

Корректирующие коэффициенты рассчитываются не только по температуре за окном, но по количеству дней, когда работало отопление. Поэтому если из-за аварии или по иным причинам нет отопления, это дает жильцам право требовать уменьшения счетов.

По данным "Киевэнерго", в октябре корректировки расчетов коснутся примерно 147 тыс. квартир в не оборудованных счетчиками домах.

Заявку о проблеме можно подать либо через колл-центры "Киевэнерго" (тел.1588) и КГГА (тел. 1557), либо написав жалобу через центр обслуживания клиентов компании. На основании этой заявки будет проведено обследование квартиры, замерены фактические параметры по дому и по квартире.

Тарифы на горячее водоснабжение и центральное отопление

Немаловажно также знать, что в сильные холода жильцы домов со счетчиками платят больше. Ведь нормативное потребление лишь приближает расчеты к реальным расходам, а счетчики "мотают" все тепло, которое ушло на обогрев.

"Возможно, в октябре это не будет так заметно, потому что отопительный сезон стартовал со средины месяца. Кроме того, показания счетчиков снимаются в последнюю неделю месяца и в первый счет отопительного сезона не попадут последние несколько дней октября. Соответственно, в конце сезона (апрель) плата будет выше", — пояснил Евгений Бушма.

По его словам, чтобы избежать недоразумений, компания будет публиковать в счетах дату начала отопительного сезона и дату снятия показаний. Чтобы было понятно, за какой период начисляется плата, а также сколько тепла потреблено домом и его общая площадь. 

В свою очередь в КГГА говорят, что каждый желающий может позвонить на номер 1557 и принять участие в снятии показаний. 

"За последний месяц таких желающих оказалось 1,5 тысячи. Это поможет снять недоверие к указанным в платежках цифрам", — рассказал Петр Пантелеев.

Нюансы расчета

В КГГА также разрабатывают механизма корректировки платы в домах со счетчиками, если, например, в трехкомнатной квартире тепло только в двух комнатах.

"Несмотря на то, что законодательством это прямо не предусмотрено, мы считаем, что необходимо делать перерасчет на размер той площади, где услуга фактически не предоставлялась", — говорит Петр Пантелеев.

Напомним, нормативы предполагают, что услуга оказана качественно, если температура в квартире не ниже 18 градусов. За каждый недоданный градус положена скидка в 5% на счет за тепло.  

"Все случаи недогрева будут обследоваться комиссией и все вопросы — решаться в индивидуальном порядке. Надо сказать, что граждане бывают сами виноваты, не предпринимая никаких мер для утепления квартиры, и все тепло уходит через едва прикрытые окна. Поэтому утепленность будет проверяться обязательно", — заверил Пантелеев.

Также можно уменьшить счета в платежках, оформив рассрочку. Этот механизм утвержден постановлением Кабмина №744. В частности, он дает право гражданам, которые не получают субсидию, платить за отопление только 50% стоимости в отопительный сезон, а вторую часть выплат рассрочить на время межотопительного периода. 

Не стоит путать эту рассрочку текущих обязательств с долговой рассрочкой, когда оплачивается 100% текущего потребления, а рассрочка предоставляется на долги прошлых периодов.

"Мы ждем, что будет немало желающих получить рассрочку по оплате коммуналки. Например, сейчас примерно 25% клиентов оформили субсидии", — говорят в "Киевэнерго".

Чтобы оформить рассрочку, человек должен иметь либо прямой договор с компанией, либо лицевой счет на свое имя. Евгений Бушма считает, что механизм предоставления рассрочки должен быть максимально простой. Потому что из 900 тысяч клиентов "Киевэнерго" прямые договора есть только у 250 тысяч.

"Если придут 700 тыс. клиентов ни одна система не выдержит такого потока. Поэтому алгоритм вижу такой: владелец лицевого счета обращается с заявлением, подтверждает, что не является получателем субсидии. Информация проверяется и вносится в биллинговую систему, которая будет доработана в течение месяца", — пояснил Евгений Бушма. 

Он обращает внимание на недоработки предложенного правительством механизма. Сейчас многие обращаются за получением субсидии. Пока они ее не получили, ничто не мешает попросить о рассрочке.

"Через какое-то время им могут дать субсидии. Алгоритм не дает ответа, что делать дальше. Очевидно, отменять рассрочку", — говорит Евгений Бушма.

Кроме того, как отмечает Петр Пантелеев, рассрочка должна действовать также между тепловиками и поставщиками газа. Иначе сокращение поступлений от граждан не позволит теплопоставляющей компании рассчитаться за потребленный газ.

Теги: отопление тепло жкх коммуналка
Источник: Украинский Бизнес Ресурс Просмотров: 394