Согласно расчетам экспертов, на одну тысячу жителей Киева приходится в 4,5 раза меньше офисных помещений, чем в Праге и Варшаве, и почти в 2,5 раза меньше, чем в Москве. Строительство офисных комплексов в столице Украины происходит без какой-либо осмысленной системы, в результате чего значительная часть офисных зданий сконцентрировалась в центральной части города. Скопление офисов на правом берегу Киева является одной из важнейших причин возрастающего напряжения в транспортной ситуации города. В новом Генеральном плане Киева предусмотрено сдерживание дальнейшего размещения офисов в ядре общегородского центра. Приоритет отдается строительству деловых городков на левом берегу. Кроме того, параллельно со строительством отдельных узлов деловой активности целесообразно создать мощный деловой центр общегородского уровня по типу Лондонского Сити. В таком центре могли бы размещаться представительства крупных отечественных и международных компаний и организаций. Но очень важно, чтобы он жил полноценной жизнью города, а не вымирал к вечеру, как это бывает в Лондонском Сити. Как это сделать - рассмотрим ниже.

Андрей Малафеев, глава наблюдательного совета "Института Городского Гражданского Проектирования" для UBR.UA

Продолжение. Начало читайте 16 февраля

Каким должен быть "Киевский Сити"?

Параллельно со строительством отдельных дисперсных узлов деловой активности городского центра в ближайшие 5-10 лет в городе целесообразно создать мощный деловой центр общегородского уровня. В таком центре могли бы размещаться представительства крупных отечественных и международных компаний и организаций. А на перспективу, как это имеет место в многомиллионных городах, таких центров может быть и два, и три.

Думается, масштабы такого центра не должны носить гипертрофированный характер. Очень важно, чтобы он жил полноценной жизнью города – не вымирал к вечеру, как это бывает в деловых районах крупнейших городов, к примеру, в Лондонском Сити. Его целесообразно формировать по широко распространенному в мировой градостроительной практике принципу многофункциональности. Здесь 250-300 тыс. квадратных метров офисов, рассчитанных на 25-30 тыс. работающих, могут соседствовать с высококлассными апартаментами и гостиницами, где часть этих трудящихся может жить, по необходимости, постоянно или временно, сопутствующими торгово-развлекательными объектами и т.п., которыми будут пользоваться и посетители делового центра, и жители города.

На протяжении последнего десятилетия идея создания "Киевского Сити" витает в воздухе и обсуждается в кругах инвесторов, девелоперов и архитектурной общественности. Для этих целей предлагалось использовать территорию, высвобождающуюся от промышленных зон Рыбальского острова и Телички и разрабатывался ряд предпроектных предложений, в соответствии с которыми там предлагалось разместить от 5 до 10 млн. квадратных метров офисных площадей и сопутствующих им объектов.

Читайте также: Ахметов выкупил вторую очередь киевского БЦ Леонардо

Конечно, с точки зрения людей, контролирующих эти территории, подобные идеи имеют определенную привлекательность. Но такие решения могут привести к дальнейшему катастрофическому углублению дисбаланса между расселением и трудовым тяготением киевского Правобережья и Левобережья. Они абсолютно не приемлемы с градостроительных позиций. И с точки зрения реалий сегодняшнего для, и с точки зрения перспективных возможностей формирования городской инфраструктуры территории Рыбальского острова и Телички невозможно обеспечить соответствующим транспортным обслуживанием ни действующими, ни предусмотренными к строительству линиями метрополитена и автомагистралями. Для этого нужно перекроить и переломать всю правобережную часть города. Поэтому решений по существенному усилению транспортной инфраструктурой этих районов нет и в новом Генеральном плане Киева.

Да и возможно ли вообще решить эту проблему? Ведь при упомянутых выше объемах строительства – сначала утром в эти районы нужно привезти, а вечером оттуда отвезти от 500-700 тыс. до 1 млн. работающих. Цифра попросту гомерическая – эквивалентная ежедневной загрузке и разгрузке 5-10 киевских Олимпийских стадионов в дни наиболее значительных матчей.

Офіси та фірми на перших поверхах житлових будівель незаконні >>> ВІДЕО

По-видимому, нет нужды говорить о других серьезных ограничивающих факторах – экологических проблемах, связанных, к примеру, с рекультивацией промтерритории Телички, которая, к тому же, накрывается санитарно-защитной зоной ТЭЦ-5 или ограничениями застройки Рыбальского острова, примыкающего к историческому Подолу, и расположенного в зоне регулирования застройки ІІІ категории.

Безусловно, эти территории нужно постепенно освобождать от промышленной застройки и осваивать для городских нужд. В будущем здесь целесообразно формировать многофункциональные градостроительные образования жилой и общественной застройки, подобные той городской ткани, которая складывается в центральных частях крупнейших городов Европы, особенно на прибрежных территориях рек и морей, на месте бывших доков и промзон.

Отказываться от крупных деловых центров не стоит

Вместе с тем, было бы, наверное, неправильно полностью отказаться от создания крупных деловых центров в правобережной части Киева. Особенно там, где есть предпосылки для соответствующего транспортного обеспечения и определенные территориальные ресурсы. В качестве таких площадок целесообразно, по-видимому, было бы рассматривать, предусмотренные Генеральным планом зоны развития деловой активности в районе Национального выставочного комплекса Экспоцентр Украины и аэропорта Жуляны.

Представляется, что наиболее благоприятным местом для размещения делового центра представительского уровня общегородского значения, скорее всего, может быть территория, расположенная на левом берегу Днепра между проспектом Бажана и заливом Берковщина. Идея эта не нова – еще более 30 лет назад Генеральным планом Киева на период до 2005 года здесь предлагалось разместить общественный центр всей Южной левобережной зоны города. Для этого тут есть все необходимые предпосылки: две станции метрополитена (Славутич и Осокорки), прямая связь с центром города по Московскому и новому автомобильно-железнодорожному мосту, а также удобная связь с мощными северными и южными селитебными районами Левобережья. Очень важно, также, что эта площадка имеет прямые связи с международным аэропортом Борисполь, аэропортом Жуляны и железнодорожным вокзалом.

Для представительского делового центра общегородского уровня большое значение имеет, также, его атрактивность и то, что отсюда открывается великолепная панорама Киевского Правобережья с Лаврой на переднем плане, подлинным всемирно известным символом города. Очень важно – не упустит этот шанс, как это случилось, в свое время, с Левобережным центром Киева, который в конце 70-х - начале 80-х годов предлагалось создать в районе станции метро Левобережная. Эта, по истине, золотая территория, расположенная прямо напротив правительственного центра на Липском холме, теперь практически потеряна. Ее бездумно застроили случайными, не свойственными центру такого уровня, объектами и жилыми домами.

Читайте также: В столице дешевеют офисы

Сегодня на уникальной, по своей градостроительной ценности, территории, расположенной в районе станции метрополитена (Славутич и Осокорки), – экстенсивная усадебная застройка, ряд случайных малоценных сооружений. Конечно же, при ее освоении неизбежно возникнут проблемы. Однако они не носят непреодолимого характера, и, в той или иной мере, присутствуют практически на любой городской площадке. Поэтому как это ни сложно в условиях рыночных отношений, в городе необходимо выработать систему преференций и ограничений, которые бы обеспечивали последовательную планомерную реализацию политики создания новых, в том числе деловых, общественных центров. Для этого нужны желание, политическая воля и средства.

Читайте также: Итоги рынка офисной недвижимости Киева за 2011 год

Теги: киев строительство офисная недвижимость генплан
Источник: Украинский Бизнес Ресурс Просмотров: 3394