IT-технологии сейчас стали неотьемлемой частью любого считающего себя програссивыным бизнеса. И в стремлении быть таковым, как говорится, размер этого бизнеса не имеет значения. Но уйти от традиций родом из прошлого века - бумажной волокиты, отсутствия адекватных систем учета, оказывается, не так уж просто. Помочь в этом решили основатели проекта Poster, у одного из которых - Александра Рыжкова (на фото), мы попросили более подробно расказать о своем "детище".

UBR.ua: Александр, для начала расскажите, какие в целом направления стартапов, по Вашему мнению, сейчас наиболее перспективны?

Наиболее перспективным направлением сейчас является SaaS и BigData. Особенно на рынке B2B. SaaS, благодаря модели подписки, дает мелкому и среднему бизнесу доступ к новым инструментам, которые еще недавно были доступны только большому бизнесу. Направление BigData перспективно, потому что обработка информации позволяет делать порой очень интересные выводы и повышать эффективность бизнеса.

UBR.ua: Опишите вкратце свой проект. Почему решили запустить именно такой стартап, что подтолкнуло и насколько он сопоставим именно с перспективностью на рынке? Это первый проект такого направления в Вашем портфеле или ранее были другие попытки?

Poster – это система автоматизации кафе, ресторанов, магазинов на iPad. Это приложение, которое устанавливается на iPad и позволяет управлять продажами, печатать чеки, вести полный управленческий и складской учет. Вся установка занимает не более 15 минут, а справиться с ней может даже ребенок.

У нас в портфеле есть еще одна компания — "Выходной". Это гид по лучшим событиям и заведениям города и объединенная система лояльности, которая включает в себя уже более чем 600 партнеров. В какой-то момент мы поняли, что нам нужно сильнее интегрироваться с бизнесом и заметили, что большая часть заведений ведут до сих пор учет на листках. Начали углубляться в эту проблему, и статистика нас поразила: 80% заведений были либо неудовлетворенные системой автоматизации, либо она у них отсутствовала вовсе.

Стандартные системы, существующие на рынке, обходятся заведению в $5000-15000, наша — $700 и обладает часто даже большим функционалом, кроме этого она проще и удобнее. За этот год уже 900 заведений успели оценить нашу систему. При этом у нас нет ни одного менеджера по продажам, ни бюджета на рекламу.

UBR.ua: Как обстоят дела с поиском инвестиций в Украине? Где собственно Вы искали инвестиции для реализации идеи? Какая финансовая и человеческая база понадобилась для запуска?

Дела с поиском инвестиций сейчас в стране обстоят очень грустно. В 2012 году мы получили посевные инвестиции от компании 908.vc для реализации готового продукта и поиска первого клиента. Дальше бутстрапили. Когда нам понадобились инвестиции, чтобы ускорить разработку, стали искать инвестора. Но 2014 оказался не самым лучшим годом для этого, поэтому в итоге решили не тратить время на поиски. Я продал свое небольшое заведение и взял кредит в банке. В целом только личных средств за полтора года потратили $50 тыс.

С самого начала мы начинали втроем, с нуля, параллельно работая во втором проекте. По мере роста функционала стали привлекать дополнительных сотрудников: программистов, специалистов по программам лояльности, администраторов, складовщиков, налоговиков. В техническую поддержку мы стараемся набирать людей, которые раньше работали официантами. Они очень быстро разбираются в системе, всегда могут подсказать и помочь нашим клиентам.

UBR.ua: С какими трудностями сталкивали при запуске стартапа? К чему были готовы, а что стало для Вас неожиданностью? Или Вы подготовились ко всем возможным ситуациям?

Мы представляли себе, во что ввязываемся. У нас был план на полгода и на год. Самая большая проблема — недооценка функционала, из-за этого сроки постоянно смещались. К тому же клиенты очень часто просили большое количество мелкого функционала, что затягивало выпуск больших модулей. Например, фискализация у нас затянулась более чем на полгода. Еще огромной трудностью стала работа с железом. Многие вещи, которые мы делали, до нас не делал никто. Например, никто в СНГ не печатает с iPad на фискальные регистраторы. Мы — первые. Мы потратили почти год на написание собственного драйвера, в итоге поняли, что так не пойдет и решили отказаться от этой затеи. Нашли более гибкое и просто решение, но на него тоже ушло примерно полгода. Зато теперь мы можем поддерживать большее количество принтеров.

UBR.ua: Вышли ли сейчас на окупаемость ?

По нашим показателям это должно произойти в январе-феврале. В основном за счет достаточного количества клиентов и правильной стратегии: цена у нас вдвое ниже чем у ближайших конкурентов, а функционала больше.

UBR.ua: Какая целевая аудитория проекта  (бюджет какого масштаба в среднем должен быть у заведения, чтобы использовать Poster)? 

В основном это микро- и мелкий бизнес. С количеством сотрудников до 50. У нас есть клиенты, которые в стиле лучших европейских традиций занимаются своей маленькой семейной кофейней на 5-7 столиков. Есть клиенты, которые открывают по франшизе по 3-4 кофейни в месяц. Для последних у нас даже предусмотрен специальный функционал в виде сводной админ-панели для франшиз. Есть отели, SPA-салоны, есть даже одна школа танцев, которой мы очень понравились, вот они и решили внедрить нашу систему. Это нас очень вдохновляет.

UBR.ua: Расскажите о своей клиентской базе. Как находили первых клиентов, как популяризовали проект?  Сколько клиентов сейчас и за сколько времени они "накопились"?

Сейчас у нас примерно 900 с лишним клиентов. Многие, конечно пользуются бесплатной версией. Некоторые "заморожены" (например, заведения, которые работают только летом). "Накопились" они за 12 месяцев. 1-го декабря 2013 мы открыли сайт для регистрации и попросили друзей рассказать о нас своим знакомым. Потом несколько раз нас приглашали выступить на конференциях. Пару раз занимали первые места (выигрывали битву стартапов в Днепропетровске в 2013, Львов ИТ-Арену во Львове в 2014, были выбраны для участия в конференции IDCEE 2014) и нас даже пригласили выступить на знаменитый TNW в Амстердаме весной 2015. Нас советуют. У нас есть клиент, который за этот год успел поработать в трех заведениях и во всех трех рекомендовал нас. Теперь они работают на нашей системе.

UBR.ua: Какой пакет услуг Вы обеспечиваете клиентам – приложение, оборудования, его обслуживание и техническая поддержка?

Мы предоставляем только ПО, его поддержку и принтеры. Для того чтобы наши клиенты не переплачивали, мы получили официальную авторизацию от Epson и стали их партнером. Теперь мы имеем право продавать принтеры по минимальной цене. Мы никогда не отказываем в помощи клиенту. Если ему нужен денежный ящик или iPad, мы всегда готовы купить и это оборудование для него, и отправить по почте вместе с чеками.

UBR.ua: Александр, Вы говорите об экономии за счет использования Poster. Какими суммами (процентами) она измеряется и как быстро окупается приобретенное оборудование и оплата использования сервиса?

Сама система автоматизации позволяет оптимизировать затраты и продажи в заведении. Кроме этого, четко следить за складом и за тем, чтобы ничего не пропадало из заведения (будь это деньги или продукты). Это первое, зачем нужен Poster. У нас уже были ситуации, когда в первый же месяц после внедрения, владелец видел, как сильно его обманывает персонал и увольнял половину сотрудников. Вторая экономия — внедрение, обучение и стоимость оборудования. Poster очень простой: все внедрение занимает полчаса, обучение 15 минут, а оборудование стоит $700 и его с легкостью можно продать, в отличие от стационарных систем, где внедрение и обучение занимает несколько недель, оборудование стоит от $4000 и продать его можно только владельцу нового заведения.

Сложно сказать как быстро окупается сервис. Во-первых, все зависит от размера заведения и честности его сотрудников. Во-вторых, он не должен окупаться. По законодательству заведения практически всех видов либо обязаны выдавать чек, либо должны делать это по требованию клиента. Мы лишь делаем для этого действительно удобный инструмент, который экономит огромное количество времени владельцу, помогает ему за всем следить и все контролировать в 2 клика.
В целом использование Poster – это экономия времени и 100% контроль заведения в любое время из любой точки мира. Нашим клиентам  больше не нужно тратить безумное количество времени на проведение инвентаризации, составление отчетов или планирование продаж. Все это делает за них Poster. Теперь можно попивать коктейль на Гоа и смотреть, что сейчас продается в твоем заведении в Днепропетровске, и сколько ты на этом заработал.

UBR.ua: Какой у Вас штат сотрудников, подразделения на сегодня? Как развивался проект в этом направлении? Сами создавали проект или привлекали иностранных специалистов?

Сейчас над Poster работает 10+ человек. Есть отдел разработки, отдел приложений, отдел технической поддержки. Сначала всей разработкой и технической поддержкой занимались мы самостоятельно. Потом нас стало "не хватать" и мы начали расширяться. Всю разработку ведем самостоятельно. Иностранцев не привлекали, уверен, что лучшие специалисты у нас, в Украине. Советами очень сильно помогает компания 908. У них есть большой опыт работы с высоконагруженными проектами, который они нам передают.

UBR.ua: Кого рассматриваете как конкурентов (есть ли такие в Украине или за рубежом, в частности, есть ли практика использования аналогичных зарубежных сервисов в Украине)? Какой в целом, Вы считаете, уровень конкуренции в сегменте? Что принципиально Вас выделяет?

Самый большой конкурент для нас — это листок бумаги и отсутствие специального образования. Иногда клиенты просто не понимают, зачем им нужно автоматизировать свое заведение, ведь у них есть официант, который получает зарплату. Ну и пусть он тратит на чеки и составление отчетов по 2 часа в день. За рубежом все намного проще. Там люди не представляют, как можно всю бухгалтерию, склад и статистику вести на листках.

Если брать облачные решения, то в Украине мы не знаем еще никого. Возможно, кто-то и работает, но еще в гараже, как и мы в первый год. В России начали появляться первые решения. Я бы выделил Cassby, QuickResto, iqPositive. Но они либо заточены только под Россию, либо находятся в закрытом тесте. Лучше дела обстоят в США и Европе. Там есть  уже порядка 50 решений. Но действительно классных едва ли наберется с дюжину, и то большинство уже сейчас проигрывают нам по функционалу. Из наиболее интересных я бы выделил Revel, PosLavu, Erply, Vend. Это, наверное, те, кто нас вдохновляет и заставляет работать по 16 часов в сутки. Я не встречал, чтобы в Украине кто-либо использовал иностранный сервис. Они, как правило, все на английском, а для наших людей это пока барьер.

Конкуренция в этом сегменте пока маленькая. Сейчас как раз происходит распределение рынка. Но то, что такие продукты не привязаны к какой-то конкретной стране, делает этот рынок гиперинтересным. Думаю, в течение ближайших двух лет он будет заполнен и опять превратится в "алый океан".

Мы стараемся выделяться качеством продукта, быстрой и отзывчивой технической поддержкой, функционалом, ну и, конечно же, ценой. Она в несколько раз ниже аналогов.

UBR.ua: Как соотносится количество Ваших клиентов в Украине и за рубежом? Как выходили на международный уровень? С какими трудностями столкнулись?

Сейчас большинство наших клиентов это клиенты из Украины и СНГ. Примерно поровну. Есть небольшой процент клиентов из Германии, Испании, США, Таиланда (они к нам приходили в основном через рекомендации других клиентов). Сейчас у нас есть версии на русском, украинском, английском, польском, немецком языках. Мы также только пробуем выйти на рынок Польши. Готовим все документы и открываем там офис, техническую поддержку. Думаю, к концу зимы все будет готово. Для нас это новый опыт, но интересный. Со всеми остальными странами, кроме Украины, мы работаем через нашего партнера в России. 

UBR.ua: Какие способы продвижения и направления развития проекта видите для себя сейчас и в перспективе? От чего это зависит? На какой оборот и количество клиентов планируете выйти за год? Не влияет ли на Ваш проект сложная экономическая ситуация в стране?

Сейчас мы хотим сосредоточиться на качестве продукта. Хотим, чтобы наши клиенты сами нас рекламировали. В ближайшей перспективе – выход на рынки Европы. Все зависит от наших финансовых показателей в следующем году. На следующий год мы установили себе планку в 3 тыс. клиентов. По поводу ситуации сложно сказать. Нам просто пока не с чем сравнивать. Одно могу сказать, что заведения стали больше экономить и искать способы работать более эффективно, и чаще смотрят в нашу сторону.

UBR.ua: Александр, можете ли Вы с уверенностью сказать, что все задуманное Вами (к примеру, планы до конца этого года)– воплотилось?

Пока еще рано о чем-то говорить. Мы занимаем слишком малую долю рынка, поэтому есть над чем работать и куда расти. Но те планы, которые мы ставили себе год назад, мы выполнили на 90%. Это радует, если учитывать обстановку в стране.

Теги: стартап экономия poster сервис для заведений
Источник: Украинский Бизнес Ресурс Просмотров: 4623