Из 20 крупнейших украинских интернет-магазинов только 7 выдают фискальные чеки (не путать с товарным) при покупке. То есть, около 65% торговцев не соблюдают действующее законодательство. Об этом сообщил глава правления научно-исследовательского центра независимых потребительских экспертиз «Тест» Валентин Безрукий.

Наиболее законопослушными оказались:

  1. ttt.ua
  2. comfy.ua
  3. foxtrot.com.ua
  4. moyo.ua
  5. 27.ua
  6. eldorado.ua
  7. itbox.ua

Все остальные фискальных чеков не выдали, включая даже такие популярные среди потребителей, как:

  1. allo.ua
  2. rozetka.com.ua
  3. citrus.ua
  4. city.com.ua
  5. f.ua
  6. stylus.ua
  7. telemart.ua
  8. repka.ua
  9. deshevshe.net.ua
  10. all-service.com.ua
  11. aks.ua
  12. skidka.ua

По оценке члена правления Всеукраинской федерации потребителей «Пульс» и ГО «Новый день Украины» Андрея Лиги, среди более мелких торговцев нарушителей может быть и 90%. Просто крупные игроки все-таки больше пекутся о собственной репутации, так как им есть что терять.

Центр «Тест» провел тестирование работы популярных интернет-магазинов путем покупки и последующего возврата смартфонов в течение разрешенного законом срока — 14 дней. Целью исследования было проверить, как интернет-магазины выполняют постановление Кабмина № 231 от 16 марта 2017 о продаже сложной бытовой техники через кассовые аппараты.

«Мы тестировали, насколько торговцы соблюдают права потребителей при продаже товаров через интернет», — уточнил Валентин Безрукий.

Перед волонтерами Центра была поставлена задача: купить гаджет и вернуть его, исследовав и зафиксировав при этом действия продавца на всех этапах этой цепочки.

Список магазинов составлялся просто: первая страница выдачи google на запрос «купить смартфон». А модели выбирались, исходя из риска потребителя купить именно неофициально ввезенные гаджеты, ведь этим летом звучали соответствующие заявления от представителей брендов Meizu, Xiaomi и т.п.

Самая большая проблема — отсутствие фискального чека, а также отсутствие точных координат субъекта, то есть фактический адрес, по которому можно прийти вернуть товар и получить свои деньги назад.

Поэтому, чтобы минимизировать риск покупки некачественного или несертифицированного в Украине товара, эксперты назвали основные признаки, по которым стоит выбирать магазин в интернете.

Признаки опасности

Первое — это возможность самовывоза. Если магазин не имеет фактического адреса, где можно забрать товар, значит, будут большие проблемы с его возможным возвращением

Если вам предлагают получить товар исключительно через курьера, отказываясь продать технику в какой-то конкретной торговой точке, по словам экспертов, это почти стопроцентная гарантия того, что вам не выдадут фискальный чек. Который является главным документом как для возврата товара, так и для его замены или гарантийного ремонта.

«Конечно, у нас были случаи, когда курьеры выдавали чеки, но шансы при самовывозе и курьерской доставке все-таки разные», — говорят в центре потребительских экспертиз «Тест».

Второе — наличие на сайте физического адреса компании, куда можно обратиться для решения возникших проблем. Нередко торговцы, отправляя товар, например, «Новой почтой», предлагают обращаться по тому же адресу, который был указан как адрес отправителя.

«А это может оказаться в Литве, как например, при покупке смартфона через площадку «Алло». Мы получили товарный чек с литовским штампом, на гарантийном талоне также штамп Литвы, кроме названия продавца не имеет вообще никаких данных, поэтому определить кто же на самом деле реализовал товар, достаточно сложно», – рассказал Валентин Безрукий.

Поэтому лучше отказаться от покупки, если вы не можете найти конкретный адрес. По словам Андрея Лиги, в том, что их обманывают, часто виноваты сами потребители. Для них решающим фактором является цена, и они часто не обращают внимания ни на фактический адрес магазина, ни на название, ни на наличие фискального чека.

Условия имеют значение

Третье — условия продажи, предоставления гарантии и условия возврата товара, которые также обычно расписаны на сайте. Впрочем, могут быть и неожиданности. Например, может оказаться, что деньги могут возвращать только на карту и никак иначе, хотя на сайте об этом ни слова.

У тайных покупателей, совершавших закупки смартфонов сложилось стойкое впечатление, что продавцы предлагают разные условия продажи для разных моделей и даже разным потребителям.

Например, какой-то телефон можно получить сразу, а другую модель почему-то нужно ждать несколько дней, хотя на сайте об этом ничего не сказано. Кроме того, студентке могут рассказывать, что если она вздумает вернуть товар, то это можно сделать только через сервисный центр, который будет делать экспертизу в течение двух недель (что телефон не использовался) и т.п.

В этом смысле удивил исследователей сайт all-service.com.ua, который определил для возврата товара только два дня в неделю. То есть не 14 дней, которые потребителю гарантирует закон «О защите прав потребителей», а только 4 дня. В итоге интернет-магазин вообще отказал в возврате товара, настаивая лишь на обмене.

Четвертое — организационная форма предприятия, как оказалось, также имеет значение.

«Все ООО, где мы покупали товар, соблюдают закон о защите прав потребителей. Зато ФОП не только могут не выдать чек, но и не указать свои координаты, поставив наборной штампик просто с названием магазина», — рассказал Валентин Безрукий.

Пятое — продажа образца с витрины. В данном случае это произошло с магазинами Ситиком и Эльдорадо.

«При продаже товара вам будут рассказывать о том, что он ничем не отличается от нового и с ним не будет никаких проблем. Но при возврате магазин может заявить, что товар уже не новый и его оказываются принимать», — заметил Безрукий.

 

Теги: покупки интернет-магазины интернет
Источник: Украинский Бизнес Ресурс Просмотров: 699