С тех пор, как Контрактовая площадь и часть улицы Сагайдачного (до перекрестка с ул. Андреевской) стали пешеходными, прошло уже три недели. Эксперимент киевских властей по созданию публичного пространства для отдыха киевлян и гостей столицы начался 1 августа и продлится до середины сентября (когда планируется завершить работы по реконструкции площади после сноса МАФов).

Однако особой активности на огромном асфальтовом пространстве, особенно в будние дни, так и не наблюдается. Разве что пешеходам стало легче передвигаться, да рестораторы спокойно стали занимать столиками тротуары по ул. Сагайдачного, не рискуя пока выходить на проезжую часть.

Зато водители, крайне недовольные отсутствием прежде большой парковки на площади, стали занимать свои транспортом все свободные клочки тротуаров и проезжей части окрест пешеходной зоны.

Тем временем в КГГА уже объявили о планах создания пешеходной зоны на части ул. Ярославов Вал. Всего, как заявлял в начале года директор департамента транспортной инфраструктуры КГГА Сергей Майзель, таких зон пока планируется три. По его словам, если хотя бы 10% автолюбителей пересядет на общественный транспорт, ситуация кардинально улучшится.

UBR.ua расспросил экспертов, почему первая пешеходная зона пока не стала местом для проведения досуга киевлян и гостей столицы. И что нужно для этого сделать.

Эксперимент надо отменять

Как сообщил UBR.ua директор аналитического исследовательского центра «Институт города» (АИЦ) Александр Сергиенко, пока пешеходная зона является такой лишь временно, бизнес не торопится вкладываться в освоение этого нового пространства.

«Эксперимент надо отменять и делать пешеходную зону в этом месте на постоянной основе. Предприниматели должны быть уверены, что завтра этот пешеходный эксперимент не свернут и деньги будут потрачены зря. Собственно, этим отчасти объясняется малая предпринимательская активность в новой пешеходной зоне. Которая очень перспективна — фактически от Андреевской церкви до Контрактовой площади, где есть чудесное общественное пространство», — говорит Александр Сергиенко.

По словам эксперта, приоритетность развития пешеходных зон и общественного транспорта — это мировая тенденция последних 20-30 лет. Для Киева это особенно актуально, так как за последнее десятилетие количество авто в городе выросло в разы.

Но нужно находить разумный баланс между интересами пешеходов, автомобилистов и жителей окрестных районов. Надо создавать общественное пространство для общения, тогда люди с удовольствием будут пользоваться пешеходными зонами.

«Сагайдачного и так уже насыщена заведениями общепита и теперь вопрос состоит только в том, чтобы их столики могли стоять и на проезжей части. Конечно, чтобы не сидеть на раскаленном асфальте, нужно разбивать цветники и ставить деревья в специальных кадках, обеспечивать их системой полива, как это делается в европейских городах», — заметил Сергиенко.

Например, в немецком Штутгарте пешеходная Кенигштрассе (одна из самых длинных в Европе, больше километра) — это по сути торговая улица с кафешками и ресторанами, Музеем искусств, торговым пассажем и бутиками, посреди которой устроены островки для отдыха. Под деревьями оборудованы удобные скамейки, а пешеходов развлекают как уличные музыканты и прочие артисты оригинального жанра, так и специально созданные «аттракционы» типа переговорных труб (как в фильме «Асса»).

Такие места дают значительные преимущества для ведения любого бизнеса, ориентированного на удовлетворение потребностей жителей города — от магазинов до парикмахерских. Подобные зоны практикуются во многих городах мира и это нравится жителям. Например, у наших соседей — в небольших городках Восточной Европы (на 50-60 тыс. жителей) есть свои пешеходные улицы.

Делать это должны, прежде всего местные власти, хотя и бизнес может вложиться в создание «генераторов людского потока», если будет уверен в эффективности таких инвестиций.

«Ходить по раскаленному асфальту не слишком приятно, особенно с учетом того, что каждое лето жарче, чем предыдущие. Поэтому городским властям следует подумать об организации тени, прежде всего, от зеленых насаждений», — рассказал UBR.ua директор Украинской Ассоциации поставщиков торговых сетей Алексей Дорошенко.

Нужно привыкнуть

Пока рестораторы на Подоле не заметили существенного увеличения потока потенциальных клиентов. Как отмечает гендиректор компании «Ресторанный Консалтинг» Ольга Насонова, отсутствие результатов в том числе можно объяснить отпускным феноменом.

«Особенно в августе хорошо заметен спад в посещении ресторанов и кафе, так многие уехали из столицы за город или на курорты. Поэтому пока создание пешеходной зоны никак не повлияло на рестораны на ул. Сагайдачного. Наоборот, труднее стало заведениям с чеком выше среднего, куда состоятельная публика привыкла подъезжать на авто. Например, ресторан Мараккеш, Tike, Tarantino Grill&Wine Bar», — рассказала она UBR.ua.

То же самое, по ее словам, касается элитных магазинов, куда наши богачи не могут себе позволить пройти пешком. Поэтому не исключено, что вскоре дорогие заведения или съедут, или переформатируются. А потому в пешеходных зонах, как и в других странах, развивается кондитерские, кофейни, фаст-фуды.

По словам Алексея Дорошенко, трудности есть и у супермаркетов. Ведь такому магазину выгодно, чтобы покупали много (запасались впрок), а для этого нужен удобный подъезд на автомобиле.

«Пешеходная зона хороша для магазинов, торгующих компактным товаром, например, одежда, обувь, мелкая электроника», — рассказал Алексей Дорошенко.

Кроме того, уже возникли проблемы с доставкой продуктов в рестораны на пешеходной зоне. По словам Ольги Насоновой, подвозить их теперь приходится по окрестным улицам и потом тащить на тележках и т.п. При этом крупные поставщики (пиво, прохладительные напитки) часто привозят товар, когда им удобно и рестораторам приходится решать новые проблемы с логистикой.

Тем не менее, эксперты считают, что организация пешеходных зон в центре города — хорошая инициатива. Только для этого нужно выбирать места, где уже есть скопление магазинов и кафе, как например, на улице Сагайдачного.

Пусть не сразу, но большой поток покупателей будет формироваться. Отдыхая, люди, будут покупать прохладительные напитки, мороженое, обедать в кафе и тому подобное.

«Не стоит забывать, что такие места как Подол или Крещатик, это место скопления иностранных туристов, что также способствует увеличению выторга. В то же время не стоит ожидать, что после объявления зоны для пешеходов сразу увеличится выторг заведений. Должен пройти какой-то срок, чтобы люди привыкли проводить время в определенном месте. За первый месяц работы пешеходной зоны и не стоило ожидать каких-то результатов», — отметил Алексей Дорошенко.

По словам эксперта, в перспективе выручка магазинов может увеличиться, как показывает иностранный опыт, примерно на 20%. Но для этого придется ждать примерно год, чтобы понять, как в разные сезоны меняется поток посетителей.

«В пешеходной зоне, особенно в выходные дни выручка ресторанов и кафе может вырасти на 30%. Например, когда заработали музыкальные фонтаны на Майдане, то вечером в воскресенье (21:00-22:00) теперь все окрестные заведения заполнены посетителями, чего не наблюдалось ранее. По моим наблюдениям, у них воскресная выручка, вероятно, могла удвоиться. А последние несколько лет рестораторы плакались, что не идет клиент», — подтверждает эту мысль Ольга Насонова.

По ее словам, о первых результатах пешеходного эксперимента можно будет говорить по итогам сентября, когда люди начнут возвращаться из отпусков.

Потихоньку Контрактовая площадь становится местом для прогулок, а это значит, что там можно проводить фестивали, ярмарки, создавать «фишки», которые будут генераторами потоков.

«В Вене перед городской ратушей чуть ли не каждую неделю проходят кинопоказы, фестивали, организованные властями, а вокруг этого — что-то наподобие фестивалей уличной еды», — рассказала Ольга Насонова.

Пока, по словам Алексея Дорошенко, КГГА пытается показать, что Киев идет в общем европейском тренде.

Теги: подол рестораны магазины пешеходная зона
Источник: Украинский Бизнес Ресурс Просмотров: 434