Спецфонд Госавиаслужбы наполняется за счет административных услуг, которые предоставляет ведомство. Кроме сборов с пассажиров и грузов это, например, выдача сертификатов, допусков авиакомпаниям к перевозке пассажиров и грузов. Эти средства идут на функционирование самой Госавиаслужбы, с них оплачиваются членские взносы в международные авиационные организации, проведение переговоров и заключение договоров о международном авиасообщении и т.д.

Нынешние правила взимания сборов действуют еще с 1993 г., но некоторые моменты недостаточно четко прописаны. В частности, на фоне резких валютных колебаний летом 2014 г. вопрос, когда и по какому курсу надо оплачивать сборы привел к судебным тяжбам между МАУ и Госавиаслужбой. В результате долг авиакомпании перед спецфондом превысил 195 млн. грн. В МАУ подчеркивают, что готовы оплатить долг, но ждут судебного решения по своему иску.

Сейчас средства спецфонда идут в общий бюджет, а уже оттуда возвращаются в Госавиаслужбу. В итоге из собранных в 2015-м 155 млн. грн., которых теоретически могло хватить на все потребности службы, к ней поступило лишь 92 млн. грн. Косвенным результатом такого финансового голода стало потеря украинским центром ИКАО сертификата в части подготовки по безопасности полетов.

"В Украине есть региональный центр ИКАО, где обеспечивалась подготовка специалистов и по авиабезопасности (защита от незаконного вмешательства, терроризма) и по безопасности полетов. И это всегда было нашим преимуществом, по безопасности полетов мы обучали не столько бизнес, сколько госавиавласти, к нам прилетали на обучение из Казахстана, Азербайджана, других стран СНГ. В этом году центр ИКАО потерял свой сертификат в части подготовка по безопасности полетов: не смогли выполнить требование, чтобы среди тренеров были действующие инспектора местных авиавластей. А Госавиаслужба банально из-за нехватки средств не сумела в прошлом году отправить двух своих инспекторов на обучение, чтобы подтвердить сертификацию центра ИКАО в Украине", — рассказал UBR.ua председатель комитета стратегического развития аэропортов ассоциации "Аэропорты Украины" Евгений Трескунов.

К тому же, напомнил эксперт, Украина уже отложила плановый аудит ИКАО.

"Он был запланирован на апрель, но наша страна попросила перенести его на первый квартал 2017 года, потому что не успевала подготовиться. Есть прецеденты в других странах мира, когда ИКАО приезжает, делает негативный аудит, после этого FAA (Федеральное управление гражданской авиации США) делает то же самое. Украина уже проходила эти этапы в середине 90-х-начале двухтысячных. Чем это грозит сейчас? Все страны, куда мы летаем и откуда летают к нам могут вводить ограничения. Это уже делала FAA, когда в 2005-м году наша страна была понижена до второй категории, что автоматически привело к ограничению полетов между Украиной и США. На сегодняшний день это будет еще более критично, потому что с 14 января 2016 года у нас "открытое небо", и есть авиакомпании, в том числе грузовые, которые вышли на американский рынок", — заметил Трескунов.

Эксперт подчеркнул, что пассажирские и грузовые сборы — жизненно важны для функционирования отрасли, именно за их счет она поддерживается в состоянии, соответствующем требованиям международных авиационных организаций.

Теги: авиация
Источник: Украинский Бизнес Ресурс Просмотров: 1535