Одним из аргументов Украины в газовом споре с Россией, пусть, на данный момент, и не совсем обоснованных, является обращение в Стокгольмский арбитраж. Киев настаивает: если более-менее приемлемые договоренности относительно цены на газ и объемов закупки голубого топлива не будут достигнуты, правительство Украины будет искать правду в международном суде. О перспективах такого решения проблемы и возможности встречного иска читайте в продолжении эксклюзивного интервью UBR.UA с народным депутатом Украины от фракции КПУ Спиридоном Килинкаровым.

Начало...

UBR.UA: Если газовые переговоры ни к чему не приводят и Украина, как давно обещает, пойдет в Стокгольмский арбитраж искать правды, сумеет ли украинское правительство выиграть в этом суде?

С. К.: Думаю, что судебный путь для нас неприемлем, поскольку у нас нет аргументов, чтобы выиграть в Стокгольмском арбитраже. Чтобы идти в суд нужно заранее готовится, определять линию защиты. Пока со стороны нашего правительства информации о том, что хотя бы на 50% мы можем выиграть это дело, нет. А заявления об обращении в суд, скорее, носят определенный политический характер. Не знаю, правда, на что это расчитано. Возможно, это связано с подготовкой к избирательной кампании и попыткой продемонстрировать украинскому обществу готовность отстаивать интересы украинского народа. Однако, по сути, эти заявления не обусловлены никакими правовыми и юридическими возможностями, которые дали бы хоть какой-то шанс выиграть дело в арбитраже. Сегодня существует реальный договор, который подписан. И существуют реальные люди во власти, которые должны этот договор выполнять.

Да, реалии не очень хорошие. Кабальность газовых контрактов в том, что нас лишили даже права внедрять энергосберегающие технологии. А если мы будем их внедрять, мы все равно обязаны выбрать объемы газа, согласно договора. В то же время, мы не можем эти излишки продать, так как реэкспорт запрещен. Но безвыходных ситуаций не бывает. Эта проблема будет решаться с точки зрения минимальных потерь для страны. Украине нужно продержаться до 2019 года (срок истечения газовых контрактов 2009 года — ред.). Будут новые условия договора, будет новый предмет для дискуссий. Пока украинская сторона договор выполняет и никуда от этого не денешься.

Регіонал: Україна може взагалі обійтися без російського газу. Дивитись.

UBR.UA: Иностранные СМИ уже вовсю "смакуют" эту тему и уверены, что Украина провоцирует Россию на встречный иск...

С. К.: Возможно, это может восприниматься, как провокация. Хотя, в действительности, мы не имеем права расторгнуть существующие контракты. К примеру, если говорить только об объемах газа, которые Украина должна выбирать, согласно контрактам, это порядка 52 миллиардов кубометров. И без пересмотра договоров, без взаимных уступок, снизить закупку до 27 миллиардов кубометров мы не можем.

Все разговоры о том, что мы можем сократить объемы газа стопроцентно приведут к санкциям со стороны России. Штрафы, кстати, также прописаны в договоре. И были там директивы, или не были, спорить об этом в Стокгольме бесполезно. Для международных судов это не имеет никакого значения. Договор подписан украинской стороной. Точка. В документе есть подписи уполномоченных лиц и в Европе никто не поставит под сомнение легитимность этого контракта.

UBR.UA: В правительстве не раз заявляли, что экономика Украины не нуждается в тех объемах, которые прописаны в контракте. Куда же нам девать "лишний" газ, который мы обязаны покупать?

С. К.: Грубо говоря, если это все определено, то нам нужно разобраться и решить, где мы этот газ можем использовать, чтобы минимизировать последствия того кабального контракта, который был подписан Тимошенко. К примеру, у нас есть химическая отрасль. Газ для предприятий этой отрасли является сырьем. И Украине нужно посмотреть, насколько мы могли бы загрузить эти предприятия газом, чтобы эффективно его использовать в интересах страны.

Кроме того, искать варианты нужно не только в химической сфере. Нужно комплексно подходить к решению этого вопроса. Если сегодня стоит вопрос о снижении цен на газ, можно вести дискуссии относительно других отраслей, где мы могли бы с россиянами договориться. То есть, чтобы их потери в результате пересмотра договора и потери украинской стороны, все же были минимизированы.

UBR.UA: Судя по последнему раунду переговоров, цена на газ для Украины пока остается по-прежнему высокой. Как это отразится на карманах простых украинцев?

С. К.: Недавно я в очередной раз слышал заявления Тигипко о желании возобновить сотрудничество с МВФ. И МВФ свои требования не изменит. То есть, если Украина будет нуждаться в кредитах, а я думаю, что она будет нуждаться, МВФ будет додавливать эту ситуацию с тем, чтобы правительство поднимало цены на газ для населения.

Не спасут ситуацию и те 22 миллиарда кубометров собственного газа, который добывает Украина. Более того, тут вообще нужно разбираться, кто этим газом пользуется, кому, куда и почем этот газ идет. На протяжении достаточно длительного периода времени выяснить эту ситуацию до конца так и не удалось. Во всяком случае, ни парламент, ни отдельные депутаты не смогли. В этой сфере в Украине работает много частных компаний. Цена этого газа составляет, порядка, 280 грн за тысячу кубометров. То есть, в себестоимости этот газ, естественно, в разы дешевле российского.

Правильным решением было бы, с учетом реальной угрозы безопасности нашей страны и нашей экономики, усилить газовые хранилища, все недра взять под контроль государства. И действовать нужно очень жестко: принять прагматичное решение, выбросить из этой сферы всех частников, лишить их права добывать газ, а делать это должно государство. При этом, все прибыли, которые сегодня получают частники от продажи этого газа, направить в бюджет страны. И тогда можно было бы на каком-то этапе дать возможность простым украинцам "отойти" от кризиса 2008-2009 годов, дать людям хоть какую-то возможность выживать. Человек должен получать пенсию и зарплату, с которыми соизмеримы те выплаты, которые он должен делать за тепло, воду, газ. Если эти выплаты будут в порядке 10% от дохода, то проблем не будет. А если сегодня человек вынужден заплатить от своей зарплаты 70-80%, понятное дело, что никто этого платить не будет.

UBR.UA: Верховная Рада намерена рассмотреть законопроект №9429, которым предлагается разрешить Кабинету Министров реорганизовать НАК "Нафтогаз Украины" и, фактически, сдавать ГТС в аренду на десятой сессии парламента. Чем обусловлена необходимость этой законодательной инициативы, если ранее было принято решение о запрете отчуждения таких объектов, как ГТС?

С. К.: Скажем, на тот момент, когда принимались решения, что отчуждение ГТС запрещено законом, это было правильно. С учетом того, что Украина, на тот момент, являлась мощной страной транзитером и, фактически, никаких газовых угроз ни для нас, ни для Европы, не существовало. Сегодня также речь не идет о том, чтобы данным проектом закона определить статус нашей трубы. Речь идет о том, чтобы снять запрет на дальнейшее эффективное использование этой трубы, будь-то: концессия, сдача в аренду, или же частичная приватизация. Никто всерьез не пойдет на переговоры с правительством Украины о создании газотранспортного консорциума, пока законодательно запрещены любые операции в сфере ГТС. Поэтому дать дополнительные рычаги правительству нужно и даже необходимо.

UBR.UA: То есть, Украина все же "сдаст" трубу?

С. К.: Понятно, я сегодня был бы за то, чтобы труба осталась исключительно в собственности государства, я был бы за то, чтобы мы имели самую низкую цену на газ и самую высокую цену на транзит, но это что-то из области фантастики.

Теги: цена украина россия газ гтс труба газовые переговоры
Источник: Украинский Бизнес Ресурс Просмотров: 3056