Украина семимильными шагами двигается к авторитаризму. Последние изменения Основного закона уже превратили страну из парламентско-президентской в президентско-парламентскую республику. Однако, сосредоточив в своих руках основную массу полномочий, Виктор Янукович не остановился на достигнутом и решил пойти еще дальше в абсолютизации собственной власти. Всю парламентскую неделю депутаты судачили о том, что вот-вот будут рассмотрены и утверждены изменения в закон о Кабмине, урезающие полномочия главного исполнительного органа страны.

Полное "обрезание" полномочий Кабмина в пользу АП

Документ, действительно, содержит неоднозначные нормы. В частности, предлагаемые изменения лишают премьер-министра права вносить представление на отставку министров, ликвидируют правительственные комитеты, как форму организации работы правительства, лишают Кабинет Министров права создания любых правительственных органов. Кроме того, правительство лишается прав относительно кадрового обеспечения органов исполнительной власти и представительства своих интересов в Конституционном суде. В свою очередь, министры, в случае принятия изменений к закону, смогут входить в любые консультативные органы, которые формирует Президент, без согласования с премьер-министром.

Ликвидация комитетов означает лишение правительства функции разработки нормативно-правовых актов. Очевидно, что все вышеназванные полномочия перейдут к Администрации Президента.

В свою очередь, премьер-министр теряет право на внесение предложений об отставке членов Кабинета Министров. Функции же самих министров будут ограничиваться "направлением и координацией деятельности соответствующих органов исполнительной власти". То есть, они превращаются в административных функционеров и лишаются всех политических рычагов.

Оппозиция: Надо было просто писать закон "Про царя"

Подобные изменения, как и следовало ожидать, резко раскритиковали в оппозиции. Так, по словам народного депутата от БЮТ-Батькивщина Сергея Мищенко, парламентское большинство превращает Президента в главу исполнительной власти в Украине, а премьер-министр становится свадебной королевой. "Он (Президент — ред.) создает Министерства и центральные органы исполнительной власти, назначает не только министров, а и их заместителей, руководителей аппаратов, руководителей центральных органов исполнительной власти. Таким образом, он, фактически, становится главой исполнительной власти в Украине. А премьер-министр — лишь свадебная королева", - отметил депутат.

Кроме того, по мнению парламентария, согласно предлагаемым новациям, первый заместитель и заместитель министра будут не госслужащими, а политическими фигурами. "На них не распространяется Закон о государственной службе и не распространяется трудовое законодательство (для госслужащих, - ред.), а значит, их нельзя будет привлекать за коррупционные правонарушения", - пояснил Мищенко. Таким образом, объясняет бютовец, министры смогут распределять "функции с коррупционной нагрузкой" между первым заместителем и заместителем, привлечь которых к ответственности по коррупционным делам будет невозможно.

По его словам, в целом, после принятия изменений к закону о Кабмине и проекта закона о центральных органах исполинтельной власти, которые внес Президент, Конституция перестанет действовать. "Потому что этими двумя законами Верховная Рада расширит полномочия Президента и сузят полномочия Кабмина и премьер-министра. В этом случае, нужно было выписать закон про царя в Украине. И все", - считает депутат.

ПР: Президент не получит сверхестественных полномочий

Однако в партии власти уверены, что после принятия изменений к закону о Кабмине и изменений в административные акты по другим направлениям Президент не получит каких-то сверхестественных полномочий. По словам главы фракции Партии регионов Александра Ефремова, слухи о том, что глава государства, после принятия этих законопроектов, получит какие-то сверхестественные полномочия не соответствуют действительности. "Там прописаны моменты исключительно из норм Конституции, которыми должен заниматься Президент", - отметил он.

Кроме того, Александр Ефремов пояснил, что профильный комитет парламента подготовил к документам свои замечания, которые нужно учесть. "Там есть определенные моменты, на которые необходимо обратить внимание. Мы сегодня на совете фракции рассмотрели эти замечания, они носят такую норму, которую можно исправить ко второму чтению. По отдельным вопросам мы согласны с замечаниями специалистов научно-экспертного совета. И ко второму чтению эти законопроекты будут подкорректированы и не будут вызывать никаких нареканий", - сказал он.

Диктатуры в Украине нет. Пока

"Именно законопроект о Центральных органах исполнительной власти, дает основания для дискуссии о смене формы правления в стране на президентскую", - отметил экс-министр юстиции, президент Института правовой политики Николай Онищук.

В частности, к таким дискуссионным положениям экс-министр юстиции относит положения о назначении министров по представлению премьер-министра или по собственной инициативе Президента, то есть без представления премьера. Онищук утверждает, что учитывая конституционную формулу назначения министров - это положение неконституционное.

"Этим законом президент получает право назначить министра без представления премьера, по собственной инициативе. Такое положение, что министр назначается по представлению премьер-министра или по собственной инициативе президента - это положение неконституционное. Советники президента подвели, потому что конституционная формула, президент назначает министра, в частности, по представлению премьер-министра, то есть представление премьера обязательное в любом случае", - подчеркнул он.

Однако глава правления Центра прикладных политических исследований "Пента" Владимир Фесенко просит пока не сгущать краски. По его словам, Украина еще не живет в условиях диктатуры. "Сегодня я слышу и читаю много публикаций о том, что в Украине уже есть диктатура. Я с этим не согласен… мы еще находимся в фазе выбора", - отметил политолог.

По его словам, сегодня Украине либо удастся сохранить страну в условиях конкурентной демократии, либо страна постепенно будет трансформироваться в систему управляемой демократии с четко определенной ведущей ролью одной партии и с уменьшением роли оппозиции. "Этот вариант очень нравится многим представителям власти", - считает он.

Подождем до весны?

Стоит напомнить, что эпопея с урезанием полномочий Кабмина длится с начала февраля. Так, 2 февраля Верховной Раде был зарегистрирован Проект Закона о центральных органах исполнительной власти, внесенный на рассмотрение Президентом Виктором Януковичем.

15 февраля рассмотрение законопроекта "О центральных органах исполнительной власти" и изменений в закон "О Кабинете министров Украины" было отложено. Проекты не были отозваны из парламента, однако поступила команда не ставить их на голосование ввиду необходимости доработки. Представители власти всю последнюю парламентскую неделю кормили журналистов "завтраками". Мол, законопроекты об изменениях в закон "О Кабинете министров" и "О центральных органах власти" будут рассмотрены если не сегодня во второй половине дня, то уж точно — завтра. Однако в череде других важных вопросов, руки у депутатов до голосования за эти документы, так и не дошли. Гадания "так когда же?" прервал народный депутат от Партии регионов Владимир Олейник, сообщив, что вышеупомянутые законопроекты будут рассмотрены на будущей пленарной неделе. "Повестка дня формируется в начале недели на согласительном совете. Законопроекты готовы и зарегистрированы, поэтому на следующем пленарном заседании (с 1 по 4 марта - ред.) они будут рассматриваться", - отметил он.

Подождем до весны.

Теги: кабмин правительство президент премьер-министр полномочия
Источник: Украинский Бизнес Ресурс Просмотров: 10877