Сегодня говорят, что Антимонопольный комитет Украины превратится в еще один карательный орган с огромными полномочиями. Действительно ли это так рассказала в интервью телеканалу UBR Государственный уполномоченный Антимонопольного комитета Украины Светлана Мороз.

UBR: "Экономическая правда" этой неделе написала, что премьер-министр Николай Азаров хочет сделать из АМКУ – суперорган. Речь идет о новых полномочиях этого органа, которые прописаны в новом законопроекте. Так станет ли Антимонопольный комитет суперорганом?

С.М.: Хотелось бы быть суперорганом. Но я хочу успокоить взволнованную общественность: ни о каких новых расширенных полномочиях речь не идет. Давайте абстрагируемся от этого законопроекта и посмотрим Закон "Об Антимонопольном комитете", Закон "О защите экономической конкуренции", - там есть все те полномочия, о которых идет речь в новом законопроекте. Все полномочия АМКУ уже существуют и зафиксированы этими законами (некоторые с 1993 года, некоторые – с 2001-го), и ни о каких новых или расширенных полномочиях речь не идет.

UBR: Но вы теперь сможете опечатывать помещения, беспрепятственно входить в помещения предприятий, изымать документы. Вы и сейчас это делаете? Без советующего закона?

С.М.: Право беспрепятственного доступа в помещения зафиксировано как Законом "Об Антимонопольном комитете" так и Законом "О защите экономической конкуренции". И этим правом мы пользуемся уже много лет при осуществлении проверок субъектов хозяйствования. Единственное, что процедура проведения проверок сегодня зафиксирована подзаконным актом, Положением о порядке проведения проверок, утвержденным Антимонопольным комитетом. А с принятием нового законопроекта эти процедурные нормы, процессуальные моменты ведения нами проверок, будут зафиксированы законом. И я считаю, что это – шаг вперед. И, наоборот, в этом законопроекте есть ряд норм, обеспечивающих права тех лиц, которых мы проверяем. Например, Законом "О защите экономической конкуренции" предусмотрено право изъятия доказательств и ареста доказательств, если их не выдают. А в новом законопроекте прописаны те же полномочия АМКУ, только там уже нет слова "арест", а есть "опечатывание помещений", которое применяется только в том случае, если создаются препятствия в использовании некоторых закрытых помещений. В таких случаях Комитет может выполнять эти функции только на основании приказа, подписанного председателем АМКУ. А на сегодня проверки осуществляются, как на основании приказов и планов проверок, утвержденных председателем Комитета, так и Государственным уполномоченным и заместителями председателя АМКУ. Поэтому такие проверки, которые будут осуществляться в рамках рассмотрения дел по двум самым тяжким нарушениям конкурентного законодательства: злоупотребление монопольным положением и картели, то есть антиконкурентные согласованные действия. Только при рассмотрении этих двух категорий дел в рамках осуществления проверок для сбора доказательств будут осуществляться такие проверки. Это будет происходить только по приказу Председателя АМКУ, а во время изъятия документов и опечатывания помещений обязательно должны присутствовать понятые. Этого на сегодняшний день в законодательстве нет, но это те нормы, которые призваны защитить права лиц, который проверяет Антимонопольный комитет Украины.

UBR: Сейчас бизнесмен читает газету, читает интернет, а там написано, что теперь у него смогут изымать документы, смогут беспрепятственно входить в помещения, - это пугает…

С.М.: Беспрепятственный вход в помещения мы имеем с 1993 года. То есть, собственно, уже 18 лет мы им пользуемся при осуществлении проверок, и до сих пор я особо испуганных не видела. Наоборот, у нас бывает много случаев осуществления препятствий при проведении проверок. Еще хочу отметить, что, если общество от Антимонопольного комитета ожидает выявления и пресечения картелей, антиконкурентных согласованных действий, от которых страдает все общество, особенно на социально важных рынках, то АМКУ, как и любой подобный орган в странах с развитой рыночной экономикой, должен иметь определенные инструменты для того, чтобы выполнять эту функцию. Чтобы ожидания общества реализовывалось.

UBR: Хорошо, вот у налоговой есть налоговая милиция, у МВД – Внутренние войска, которые могут выполнять различные поручения. А как вы сможете выполнять такие сложные задачи? Создадите свое спецподразделение?

С.М.: Нет, у нас сегодня есть департамент, который занимается расследованием дел о нарушении конкурентного законодательства. И, собственно, работники этого департамента и ходят на проверки. Точно так же, как и в территориальных отделениях Антимонопольного комитета есть отделы исследований и расследований, и на проверки ходят специалисты, работающие в этих подразделениях.

UBR: То есть это – специальные подразделения? Они ходят в форме?

С.М.: Нет.

UBR: Это – гражданские лица, которые ходят на проверки?

С.М.: Да, это – гражданские лица, которые ходят на проверки, и на сегодня их полномочия и право их доступа к объекту проверки закреплено в законе. Также уже сейчас законом предусмотрена обязанность субъектов хозяйствования по требованию Государственного уполномоченного, Председателя Антимонопольного комитета предоставлять какую-либо информацию, в том числе информацию с ограниченным доступом. В законе также обеспечено право требовать объяснения от должностных лиц и работников субъектов хозяйствования. Соответственно никаких новых норм в новом законопроекте относительно АМКУ не предусмотрено.

UBR: Эксперты говорят, что теперь Антимонопольный комитет можно будет рассматривать не как орган, который должен следить за соблюдением конкуренции, а как фискальный орган, который тоже будет наполнять государственный бюджет Украины благодаря штрафам.

С.М.: Антимонопольный комитет уже 18 лет своего существования рассматривает дела о нарушениях, налагает штрафы, и эти штрафы поступают в бюджет. Почему этот вопрос возникает именно сейчас? Все время существования Антимонопольного комитета, наложенные нами штрафы, взыскиваются в государственный бюджет. Но при этом мы всегда акцентировали внимание на том, что главное задание АМКУ – защита и развитие конкуренции на рынках Украины, а не фискальная функция.

UBR: То есть, если у вас будут более четко прописаны ваши инструкции, вы сможете лучше работать? Если вы проверите определенные предприятия, отрасли на соответствие антимонопольному законодательству, то можно ли ожидать, что цены на продукцию этих предприятий будут снижаться в случае выявления конкретных нарушений? Какую пользу получат потребители от законопроекта об Антимонопольном комитете?

С.М.: Конечно. Ведь каждое нарушение, каждый картель или каждое злоупотребление монопольным положением имеет своим результатом то, что потребители получают товар не по конкурентной цене, а по цене, которая не могла бы существовать в условиях конкуренции. И задача Антимонопольного комитета – восстановить отношения, которые обеспечивают условия конкуренции на рынке. Если цена будет формироваться в условиях конкуренции, то, поверьте мне, она будет экономически обоснована, она будет конкурентной, а качество товара будет лучше, чем при отсутствии конкуренции… Потому что в условиях отсутствия конкуренции, какая бы ни была высокая цена, каким бы низким ни было качество товара – этот товар все равно купят. У предпринимателя просто нет никаких стимулов для улучшения качества товара.

UBR: Как вы способствуете повышению качества товаров? Благодаря проверкам?

С.М.: И благодаря проверкам, и благодаря рассмотрению дел. Собственно проверки – это инструментарий получения доказательств по делам. И этот инструментарий, который сейчас так беспокоит общество и предпринимателей, сегодня имеется у всех наших коллег за рубежом: в Европе, в США. Там картельные сговоры – вообще уголовное преступление. Собственно, этот украинский законопроект адаптирован к регламентам европейского сообщества о получении доказательств по делам.

UBR: Выходит, Антимонопольный комитет будет работать по европейским стандартам?

С.М.: Да, мы этого очень хотим.

UBR: А какие рынки вы сейчас мониторите, проверяете? Когда можно ожидать снижения цен или каких-то громких дел? Вы фармацевтов должны были проверять в ноябре…

С.М.: У нас есть определенные социально значимые рынки, на которых Антимонопольный комитет все время осуществляет определенные меры. Это и рынок нефтепродуктов, и фармацевтический рынок. В октябре система Комитета вносила рекомендации очень большому количеству субъектов хозяйствования. В преддверии зимних холодов ожидается повышение цен из-за возможного увеличения всплеска заболеваний. Ввиду этого были внесены рекомендации ряду субъектов, чтобы они очень внимательно относились к ценообразованию. Сейчас ведутся проверки на рынке телекоммуникаций, на рынках мяса птицы, куриных яиц, сахара, цемента.

UBR: Есть какие-либо предварительные итоги? Разоблачили заговор, есть штрафы?

С.М.: Сейчас собирается информация от участников рынка. Скажем, недавно было рассмотрено дело о ценах на сжиженный газ в баллонах для нужд населения. Это тоже социально значимый рынок. И по результатам рассмотрения дел, цена на один газовый баллон была существенно снижена почти в 2 раза. Монопольная цена, как доказало территориальное отделение АМКУ, составляла где-то 250 гривен, а цена сейчас упала до 107 гривен. Считаю, что это весьма существенно для нашего населения. И таких дел очень много. И мы для этого и работаем.

Теги: амку монополисты картель
Источник: Украинский Бизнес Ресурс Просмотров: 2643