Венецианская комиссия утвердила свое заключение № 635 по законопроекту о выборах народных депутатов Украины, сообщает пресс-служба Сергея Кивалова.

В заключении отмечаются позитивные стороны законопроекта, вместе с тем содержится ряд предложений и замечаний.

На заседании Комиссии выступил Сергей Кивалов, который сказал следующее.

"Начиная с выборов 2002 года, законодательный акт о каждых выборах в парламент Украины в обязательном порядке проходит экспертизу в Венецианской Комиссии.

Эта хорошая традиция благотворно влияет и на качество избирательного законодательства Украины, и на содержание судебной практики, где систематически цитируются и Заключения непосредственно по Украине, и общие заключения Комиссии, такие как Кодекс надлежащей практики в вопросах выборов 2002 года.

В сегодняшнем заключении дается оценка уже третьему по счету законопроекту, призванному урегулировать проведение Парламентских выборов в Украине в 2012 году (до этого были законопроект №3366 2009 года, проект Избирательного кодекса Украины).

Все это позитивно сказалось на качестве оцениваемого законопроекта: большинство традиционных замечаний Венецианской комиссии в нем уже учтено.

Даже многие новые замечания Комиссии в проекте Заключения №635 – уже учтены Украиной.

Несколько дней назад Комиссии передан новый текст проекта избирательного Закона, уточненный в соответствии с рекомендациями Комиссии. Хочу подчеркнуть, это новый уровень нашего сотрудничества, когда на основании проекта Заключения Комиссии дорабатывается соответствующий законопроект, и к моменту утверждения Комиссией своего заключения, большая часть предложений уже учтена.

Это касается:

- публикации всех решений окружных избирательных комиссий на официальном сайте в сети Интернет;

- обнародования в том же порядке всей информации, подаваемой кандидатами в депутаты при регистрации;

- уточнены критерии разграничения избирательных округов в соответствии с административно-территориальным устройством государства;

- сняты препятствия к членству в избирательных комиссиях для ранее судимых граждан, кроме совершивших тяжкие преступления и преступления против избирательных прав граждан;

- уточнен порядок распределения между кандидатами эфирного времени в теле- и радиовещании за государственный счет;

- изъято требование к организациям зарубежных наблюдателей согласовывать с ЦИК свои совместные акции,

- уточнены полномочия официальных наблюдателей пресекать нарушения избирательной процедуры исключительно разрешенными законом способами,

- разрешение официальным наблюдателям вести кино- и фотосъемку на избирательных участках ограничено целью исключительно зафиксировать нарушения,

- разрешена оплата со счетов кандидатов ранее выставленных счетов накануне дня голосования.

Однозначно не были учтены только те замечания, которые прямо противоречили бы нормам Конституции.

Это касается пункта 24, где рекомендуется изъять требование к кандидату проживать на территории государства в течение последних 5 лет,

и пункта 16, которым рекомендуется разрешить баллотироваться кандидатам, обвиненных в совершении преступлений средней и меньшей тяжести.

В этом отношении, статья 76 Конституции четко запрещает баллотироваться и быть избранным всем без исключения кандидатам, осужденным за совершение умышленных преступлений, что в тексте Заключения отражено.

Та же статья Конституции устанавливает и 5-летнее требование к проживанию, и вот этот момент в тексте Заключения упущен.

Наконец, совершенно верно в пункте 22 сказано что, ЦИТИРУЮ: "выбор избирательной системы является суверенным правом каждого государства."

Смешанная избирательная система - как и любая другая, может быть избрана Украиной, но точно не является украинским изобретением.

Она изначально была применена на выборах в Бундестаг, нижнюю палату Парламента Федеративной Республики Германия, одного из членов-основателей Совета Европы, применяется в Великобритании, другого члена нашей организации, применялась также в Италии и Венгрии – а все это развитые демократии с сильными традициями защиты избирательных прав.

Хочу обратить Ваше внимание: (на то, что) разработка этого законопроекта изначально шла в режиме тесного контакта и сотрудничества с институтами гражданского общества, организациями неправительственного сектора и различными политическими силами.

В состав рабочей группы входят только 2 члена Парламента от большинства, зато 4 – от ключевых оппозиционных политических партий и блоков (БЮТ, НУНС), (Ключковский, Князевич, Мищенко, Омельченко), причем именно представители оппозиции во многом определяют содержание законопроекта, так как специализируются по избирательному праву.

Также в состав комиссии входят авторитетные ученые, не имеющие партийной принадлежности, и представляющие гражданское общество.

- Состоялись несколько научно-практических конференций, где приняли участие и политики, и представители неправительственного сектора,

- Полностью все редакции законопроектов, проект рекомендаций Венецианской комиссии оперативно размещаются на официальных вебсайтах Министерства юстиции, и доступны для обсуждения всеми.

В гражданском обществе идет широкая дискуссия относительно ключевых положений законопроекта о выборах, и она все более активизируется".

Теги: венецианская комиссия закон о выборах кивалов
Источник: Украинский Бизнес Ресурс Просмотров: 1175