Инвесторы, готовые вложить деньги в ресторанный бизнес, боятся рисковать и экспериментировать. Две трети украинского рынка общепита работают по франчайзингу, и доля такого способа вести дела продолжает увеличиваться, сообщили в Franchise Group.

"Рынок растет. Только с начала года к нам поступило 127 заявок на создание франшизы", — прокомментировала UBR.ua управляющий партнер Franchise Group Мирослава Козачук. 

Для сравнения: сейчас доступны около 60 отечественных франшиз в сфере общепита с обещанной окупаемостью от полугода до трех лет. Первоначальные инвестиции — от $600 до $185 тыс. 

Что продают

Главной причиной преобладания на рынке франчайзинговых точек эксперты называют сравнительно высокую надежность этой модели ведения бизнеса, что подтверждает и статистика. 

"Согласно данным Госстата, после семи лет прекращают свою работу на рынке 77% частных предпринимателей, спустя десять — на плаву остаются лишь 18%. Франчайзи показывают лучшую стрессоустойчивость: через пять лет уходят с рынка лишь 8%, а через десять лет 10%", — говорит Козачук. 

Лучше пережили они и кризис. Согласно исследованию Franchise Group, об увеличении ежегодных доходов сообщили почти две трети франчайзеров (фирмы, предоставляющие франшизу), а среди независимых операторов — лишь треть.

Сейчас среди предложений по франшизе лидируют пиццерии, кофейни и мини-формат с хот-догами, кофе, бургерами, десертами. 

"Безусловный лидер по росту сети — Франс.уа, 157 точек за три с половиной года. Активно расширяются по франшизе "Львівська майстерня шоколаду", "Львівськи пляцки", WOKA. Требуют значительных первоначальных инвестиций, от 150 тысяч долларов, но уже представлены во всех городах-миллионниках заведения Димы Борисова", — перечисляет Козачук. 

При этом просто денег, по ее словам, мало. "Покупатель должен, как бы это высокопарно ни звучало, по духу совпадать с владельцем. Плюс локация. Директор по развитию франшизы обязательно выезжает на место и осматривает все предложенные варианты. Если хоть по одному пункту — локация или человек — есть сомнения, франшизу не продадут. Правильная продажа — только человеку, который потенциально может стать твоим партнером", — подчеркивает Козачук.

Кто покупает

По наблюдениям основателя международной сети кофеен MY COFFEE Александра Воеводина, независимо от выбранного формата (корнер или премиальный ресторан площадью от 200 кв.м), франшизу приобретают люди среднего возраста — от 35 до 55 лет. 

"Основная ценность для них — прибыль. Кому-то наш бизнес нравится из-за доходности. Кому-то просто нравится готовить кофе, или в целом бизнес "общепита" (организация и управление людьми)", — говорит Воеводин.
При этом зачастую выбор они делают спонтанно, основываясь на эмоциях, а не на экономическом расчете.

"Выбирают просто: зашел в кафе, а там очередь и кофе вроде неплохой. Отследил неделю — каждый день визуально много клиентов — значит стоит купить эту франшизу. Решение принимают, даже не поинтересовавшись, как устроен бизнес, какие наценки. По-хорошему, надо смотреть товарообороты, финансовое планирование. Но сейчас и часть тех, кто предлагают франшизу, скрывают эти данные, потому что показать им нечего, — добавила владелица BURO BUSINESS IDEAS Виктория Рейникова.

Мирослава Козачук отметила, что спонтанному выбору склонны люди, впервые инвестирующие в ресторанный бизнес.

"Бывает, насобирали до тысячи долларов и решили купить франшизу, при этом мало понимают, как этот бизнес вообще работает. Но основные продажи все же — от 10 до 20 тысяч долларов за франшизу, причем с локацией стрит-ритейл", — говорит Козачук. 

Несмотря на разнообразие, найти среди франшиз качественный продукт довольно сложно, считает соучредитель компании по автоматизации кафе, ресторанов и магазинов POSTER Родион Ерошек. Причиной он называет недостаток данных о работе заведений.

Впрочем, те рестораторы, которые выбирают современные системы управления бизнесом, имеют больше шансов создать на его основе франшизу, и уж тем более, у них будет больше аргументов в пользу ее высокой цены. 

"Надо отметить, что порой франшиза успешного ресторанного бизнеса, который работает пять лет, может быть оценена дешевле, чем двухлетнего бизнеса, но где все процессы полностью автоматизированы", — пояснила Мирослава Козачук. 

При этом именно такие проекты, прозрачные и понятные, покупают "пакетные инвесторы". "Практически 70% наших клиентов покупают несколько франшиз, чтобы диверсифицировать свои риски. Есть клиент, который купил семь разных бизнесов, причем одну из семи франшиз он покупает девятый раз", — пояснила Козачук.

Теги: рестораны ресторанный бизнес франшиза
Источник: Украинский Бизнес Ресурс Просмотров: 92