Из 200 заведений общепита, проверенных общественниками и волонтерами в ноябре-декабре, в 120 случаях были выявлены нарушения антитабачного закона и написаны жалобы в Госпродпотребслужбу. Руководитель Украинского центра контроля над табаком ОО "Жизнь" Андрей Скипальский сообщил, что волонтеры проверяли только те заведения, на которые прежде уже были получены жалобы.

По его словам, 90% всех нарушений, выявленных в 6 городах-миллионниках – Киеве, Днепре, Запорожье, Харькове, Одессе и Львове — было связано с курением кальянов. И только в 12 случаях речь шла о курении сигарет.

"Это напоминает какую-то эпидемию. Мы столкнулись с тем, что администрация заведений часто не понимает, что как активное, так и пассивное курение кальянов представляет угрозу для здоровья всех, кто находится в зале", — говорит Скипальский.

По его словам, большинство граждан уже свыклось с мыслью, что курение обычных сигарет вредно. Чего не скажешь о кальяне и об электронных сигаретах. Тем не менее закон №4844, действующий с 16 декабря 2012 года, прямо запрещает какое-либо курение в заведениях общественного питания, кроме специально отведенных для этого мест на улице.

Чтоб неповадно было

Как отмечает член правления Всеукраинской федерации потребителей "Пульс" Андрей Лыга, чаще всего нарушают закон предприятия, общепита, которые в своей работе сознательно не соблюдают и другие нормативы ведения ресторанного бизнеса.

"Например, чтобы пожаловаться на заведение, надо указать реквизиты предприятия. Рейды в шести городах показали, что в 55% случаев потребитель не может узнать их, так как информация о предприятии отсутствует везде, где она должна быть указана: на вывеске, в фискальном чеке, меню, а также книге жалоб и предложений", — отметил Лыга.

Поэтому в первую очередь надо наказывать именно злостных нарушителей, чтобы законопослушные рестораторы не следовали их примеру.

По словам юриста проекта "Киев без табачного дыма" Центра демократии и верховенства права Петра Короля, каждый гражданин, который обнаружит нарушение запрета на курение в заведении общепита, может самостоятельно обратиться с жалобой в Госпродпотребслужбу.

"В жалобе важно указать госорган, в который вы обращаетесь, свои ФИО, поставить дату и подпись. На сайте Госпродпотребслужбы жалобу можно отправить также в электронной форме", — сказал Король.

Как сообщила и.о. заместителя председателя Госпродпотребслужбы Лилия Стиренко, с апреля 2016 года субъекты ресторанного хозяйства были оштрафованы почти на 480 тыс. грн. При этом 76% нарушений было выявлено в ходе внеплановых проверок, то есть по заявлениям граждан. Плановые проверки практически не дают эффекта, так как для их проведения бизнес предупреждается за 10 дней до инспекции.

Учитывая, что бары, кафе, рестораны и даже кальянные не таясь предлагают покурить кальян, работы у проверяющих впереди очень много.

Теория против практики

По словам Андрея Лыги, украинские потребители по закону имеют право на безопасную продукцию.

"Это определение охватывает весь спектр товаров и услуг в Украине, в том числе и услугу общественного питания. Поэтому, когда мы вместе с заказанными блюдами получаем порцию ядовитого дыма, мы фактически получаем небезопасную продукцию", — заметил эксперт.

По его словам, предоставление такой услуги запрещено законом, а потому весь ущерб, нанесенный опасной продукцией, подлежит возмещению потребителю.

"Фактически возникают основания для запрета работы заведения общепита, а потребители имеют право не только на компенсацию расходов по счету в ресторане, но и расходы на лечение", — рассуждает Лыга.

Другое дело, как доказать ущерб здоровью от одного посещения заведения, где курят, например, кальян. Да и работники Госпродпотребслужбы, по словам Лилии Стиренко, должны по каждому случаю жалобы подготовить целый пакет документов на проверку того или иного заведения. Например, пока на весь Киев готово только 20 таких представлений.

Можно также вызывать полицию, чтобы немедленно зафиксировать нарушение закона и избежать бумажной волокиты. Но, как утверждает Андрей Скипальский, штрафы за нарушение антитабачного закона составляют 1-10 тыс. грн и нечистоплотные коммерсанты просто включают эти суммы в свои расходы.

"Вызов полиции — действенный способ. Но он связан с большим стрессом для жалобщика и часто не дает ожидаемого результата", — отметил Скипальский.

К тому же полиция сортирует вызовы по важности и ее приходится долго ждать, а составление протокола не гарантирует устранение нарушения. Очевидно, что для государства это не самая главная проблема, на борьбу с которой будут брошены все силы и средства. Сами общественники признают, что только активная позиция самих граждан и вал жалоб с последующим наказанием виновных способны переломить ситуацию.

Пока же рестораторы пользуются уловками, например, что пристройки на улице не являются помещением ресторана. А потому предлагают клиентам курить табак и кальян именно в этих зонах. Решить данную проблему призван законопроект №4030а, которым предлагается конкретизировать, что относится к помещениям ресторана.

Теги: нарушения сигареты кальян кальян-бар
Источник: Украинский Бизнес Ресурс Просмотров: 229