Игра Pokemon Go с дополненной реальностью за пять часов стала самым популярным мобильным приложением. IT-корпорации уже несколько лет пытаются заработать на дополненной реальности, в России технология пока развита слабо, передает РБК.

Охота за покемонами

Американская компания-разработчик игр дополненной реальности Niantic, в октябре 2015 года отделившаяся от Google (корпорация остается акционером), представила Pokemon Go вечером 6 июля. Игра создана совместно с владельцем одноименной франшизы The Pokemon Company. После релиза стоимость бумаг акционера обеих компаний, японского производителя видеоигр Nintendo, показала рекордный за свою историю рост — на 70%: с 6 по 14 июля капитализация на токийской бирже выросла до $33,9 млрд (по состоянию на 19:00 мск 14 июля).

Игра официально была запущена в трех странах — США, Австралии и Новой Зеландии. Уже через пять часов после выхода Pokemon Go возглавила топ приложений в магазинах App Store и Google Play в этих странах до сих пор сохраняет первую позицию — как по числу установок, так и по скорости роста доходов, следует из данных AppAnnie. В США новинка стала самой массовой мобильной игрой за всю историю, преодолев отметку 21 млн активных пользователей в день, приводит данные портал SurveyMonkey. Экспансию в Европу Pokemon Go начала с Германии — жителям этой страны игра стала доступна 13 июля. В четверг, 14 июля, ловить покемонов официально могут и жители Великобритании. Судя по сайту компании, в ближайшее время игра появится и в ряде других стран Европы, включая Россию, и Латинской Америки.

Цель игры — поймать как можно больше покемонов. Игроки Pokemon Go должны передвигаться по улицам с телефоном или планшетом в руке. На карте обозначаются локации покемонов: когда игрок находит подобное место, он включает камеру, видит на экране покемона и ловит его. Сделать это можно, запустив в существо так называемый покебол (механика, как в игре Angry Birds). Pokemon Go использует так называемую дополненную реальность (augmented reality; AR): технология позволяет игрокам видеть на экране гаджета нарисованных персонажей на фоне реального пространства — на улице, в помещении, в транспорте.

За неделю число скачиваний Pokemon Go на операционной системе Android превысило 10 млн. App Store не раскрывает статистику. Создатели игры зарабатывают около $1,6 млн в день только на пользователях iOS, сообщал портал TechCrunch со ссылкой на данные аналитической компании SensorTower. Само приложение Pokemon Go бесплатное, но в нем есть платные функции: например, игроки могут приобрести виртуальные приспособления для более быстрого поиска или приманки покемонов или те же "покеболы". За 20 "покеболов", к примеру, придется заплатить $0,9.

По данным аналитиков SuperData, за первые четыре дня пользователи потратили в игре $14 млн. Для сравнения: объем всего мирового рынка мобильных игр в 2016 году составит $35 млрд, а средний доход на одну игру — до $40 тыс. в год, подсчитали эксперты компании Deloitte. Только 200 разработчиков мобильных игр смогут преодолеть планку в $1 млн годовой выручки, прогнозируют специалисты Deloitte.

Кроме встроенных покупок создатели Pokemon Go могут начать монетизировать игру за счет рекламы, сообщил в интервью Financial Times глава Niantic Джон Ханке. В частности, компания готова договариваться с партнерами о "размещении" покемонов: такое сотрудничество выгодно организациям, которые захотят привлечь в свои заведения больше посетителей. Пока конкретных договоренностей нет, указывает FT.

Pokemon Go не первая игра с дополненной реальностью от Niantic. В 2012 году разработчик выпустил игру Ingress, которая была гораздо менее популярна: за три года ее скачали около 14 млн раз. За это время игра принесла разработчикам только $1,1 млн, оценивал SuperData.

На дополненной реальности пытаются зарабатывать не только игровые компании: уже несколько лет эта технология применяется в самых разных областях.

Технология с историей

Объем всего рынка AR в 2016-м составит не более $1 млрд, а уже к 2020 году достигнет $90 млрд, оценивала компания Digi Capital. Большую часть этих денег получают производители и продавцы оборудования. Продажи только программного обеспечения для дополненной реальности к 2025 году составят $9 млрд, ожидает Goldman Sachs. Производить устройства дополненной реальности гораздо сложнее, чем гаджеты виртуальной реальности, которые пока более распространены. "Сделать их правильно важнее, чем сделать их быстро", — объяснял вице-президент исследовательской компании IDC Том Майнелли. Пока компании будут экспериментировать с AR на тех устройствах, которые уже есть на руках у пользователей, — смартфонах и планшетах, полагает эксперт.

"Дополненная реальность на долгие годы изменит то, как мы взаимодействуем с технологиями и как мы работаем", — отмечал Майнелли в апреле 2016 года. Технология AR дополняет окружающую пользователя действительность, а не заменяет ее в отличие от виртуальной реальности. Нынешняя волна развития дополненной реальности отличается от прежних всплесков тем, что технология становится массовой благодаря распространению гаджетов, в первую очередь смартфонов, говорит директор Центра мобильных технологий фонда "Сколково" Василий Рыжонков.

В 2015 году две крупные корпорации, Apple и производитель софта PTC, инвестировали в дополненную реальность. Apple купила компанию Metaio (сумма сделки не раскрывалась), а PTC — компанию Vuforia за $65 млн. Оба стартапа занимаются разработкой универсальных платформ, "конструкторов", для создания приложений с дополненной реальностью. С помощью программного обеспечения Metaio, например, был сделан каталог и мобильное приложение IKEA 2013 года: пользователи могли посмотреть, как будет выглядеть мебель в их квартирах, писал портал Advertising Age. По данным самой компании, ее приложение скачали 8,5 млн раз, а число просмотров онлайн-каталога составило 42 млн.
Изначально Metaio была внутренним проектом автопроизводителя Volkswagen, а в 2003 году стала отдельной компанией. Именно тяжелая промышленность — одна из самых перспективных сфер применения технологии дополненной реальности, хотя здесь в основном применяются носимые устройства — шлемы и очки, говорит Рыжонков. По его словам, AR-разработками для промышленности занимается, например, американский стартап Daqri. Компания уже привлекла $130 млн инвестиций, писал Forbes. Daqri производит "умные шлемы" для промышленных предприятий и разрабатывает для них софт: на дисплеях отображается информация, например, о процессе производства. Среди клиентов стартапа — промышленные гиганты Siemens, Emerson и Vinci.

Зарабатывать на продаже устройств дополненной реальности бизнесу собирается и IT-корпорация Microsoft: поставки ее очков HoloLens компаниям и разработчикам начались в марте 2016 года, стоимость устройства — $3 тыс. Никаких данных по объему производства или поставок компания не раскрывает.

Дополненной и виртуальной реальностью активно интересуется крупнейшая в мире социальная сеть Facebook. Так, в 2014 году компания за $2 млрд купила производителя шлемов виртуальной реальности Oculus. А весной 2016-го приобрела приложение белорусских разработчиков MSQRD, которое использует технологию дополненной реальности — позволяет пользователям примерять на себя "маски" с чертами известных персон и делать в них фотографии и видеоролики. Сумма сделки официально не раскрывалась, но источник РБК, знакомый с условиями сделки, называл сумму около $80 млн, другой собеседник слышал о сумме в $60–100 млн. За полгода до этого MSQRD привлек более $1 млн инвестиций от предпринимателя Юрия Гурского. За первые четыре месяца существования приложение скачали 16 млн раз, ежедневно его использует более 3 млн человек, рассказывал гендиректор MSQRD Евгений Невгень в интервью Lenta.ru.

Покупку белорусского приложения западные СМИ интерпретировали как очередной шаг Facebook в борьбе за аудиторию с соцсетью Snapchat. В Snapchat тоже есть функции дополненной реальности для создания фотографий, основанные на технологии украинского стартапа Looksery (был приобретен Snapchat в 2015 году за $150 млн). В 2013 году Марк Цукерберг не смог купить Snapchat за $3 млрд, теперь инвесторы оценивают сервис в $16 млрд при выручке $59 млн.

Теги: android ios pokemon go nintendo дополненная реальность
Источник: РосБизнесКонсалтинг Просмотров: 482