Мировая мода на аренду пластиковой тары докатилась и до Украины: с недавних пор отечественным аграриям не нужно думать о том, в чем перевозить свою продукцию.Ведь теперь можно взять в аренду ящики для транспортировки и хранения овощей и фруктов. Такой сервис называют пулингом. Его выбирают все больше сельхозпроизводителей.

Мирослава Заец для UBR.UA

Первая отечественная пулинговая компания появилась чуть больше полугода назад, хотя на Западе эти услуги уже давно практикуют. У нас же это рынок только начал развиваться, но уже есть первые результаты: аграрии всё больше используют пулинг для сбора урожая и транспортировки его в супермаркеты и другие торговые точки.

"Дело в том, что не у всех сельхозпредприятий есть оборотные средства для того, чтобы закупить необходимый объём тары, поэтому им дешевле оперативно арендовать тару, чем вкладывать существенные инвестиции в собственную, а потом ещё и тратить деньги на уход за ней", - обьясняет Владимир Лапа, руководитель группы экспертов Украинского клуба аграрного бизнеса.

Пулинг как средство экономии

В процессе пулинга участвуют три стороны: пулингова компания, сельхозпредприятие и торговая сеть. Поставщики растительной продукции берут в аренду тару, наполняют ее собственным товаром и направляют в супермаркет. Там в этих же ящиках овощи и фрукты выставляются на прилавки. Пустая тара накапливается в распределительных центрах супермаркета и затем опять транспортируется на склады пулинговой компании.

Оплачивает услуги пулинга фермер, а торговая сеть обеспечивает лишь накопление тары и ее хранение на своих распределительных площадях. Максимальная стоимость аренды одного ящика - три гривни. Такая услуга выгодна и супермаркетам, и аграриям, ведь первые получают идентичную по размерам тару, экономя место на прилавках. А сельхозпроизводители имеют возможность свою продукцию с поля везти сразу к потребителю, и при этом её почти не трогают руками, вследствие чего овощи и фрукты лучше сохраняются.

В отличие от нашего, европейский рынок переделен между тремя крупными арендодателями пластиковых ящиков. К нам они не спешат: их пугает экономическая нестабильность. Поэтому пока Украине о предоставлении сервиса пулинга заявила лишь одна компания, хотя, по мнению некоторых экспертов, так будет недолго. "Эта сфера бизнеса обслуживает организованную торговлю, и по мере того, как растет ритейл, по мере того, как растут объемы реализации продукции, которая требует соответствующей тары, соответственно, будет развиваться этот бизнес. Очевидно, что речь не будет идти об одной компании, со временем следует ожидать достаточно серьёзной конкуренции на этом рынке. Подобные услуги будут предлагать как торговые сети, так и специализированные компании", - считает Владимир Лапа.

Что нужно для старта?

Основными недостатками такого бизнеса являются высокие стартовые инвестиции. Ведь один пластиковый ящик емкостью 20-30 литров стоит около 40 гривен, а для начала их нужно будет несколько десятков тысяч (в зависимости от количества клиентов). "Одновременно на складе должен находиться некий буферный запас в размере 7000 ящиков или 10 000 ящиков для одной-двух поставок. К примеру, "яблочники" могут забрать за раз до 7000 ящиков, а менее крупные клиенты – 3000-4000 ящиков. Хотя эффективность бизнеса зависит не от количества ящиков, а от их оборотности. Чем меньше тара будет находиться у клиента или в супермаркете, тем большее количество "ходок" удастся сделать. По нашим расчётам, оборот одного ящика составляет 21 день. Из них он 7 дней находится на руках у клиента (фермера), и 14 дней - в торговой сети. Соответственно, в месяц тара может сделать полторы "ходки", - рассказывает Андрей Сомкин, директор Украинской пулинговой компании.

Впоследствии речь пойдет и о сотнях тысяч ящиков, плюс нужно снять склад. Еще одна капитальная инвестиция - в машину для мытья тары, ведь ящики постоянно находятся в полях, на них наклеиваются всевозможные наклейки и т.д.

Кроме этого, есть риск потерять пластиковую собственность. По расчетам, за год теряется около 4% тары. Ящики могут просто потеряться по дороге, а могут быть разбиты из-за халантного отношения, либо просто украдены. "Чаще всего страдаем от воровства и от боя ящиков. Как показала практика, культуры обращения с тарой у нас практически нет", - жалуется Андрей Сомкин.

Из-за культуры потребления по-украински срок годности пластиковых ящиков составляет около 3-х лет, хотя в Европе тару используют и по 5 лет. Однако, в итоге, инвестиции в пулинговые компании могут окупиться за пять лет, по крайней мере, так происходит на Западе. Впрочем, украинские предприниматели рассчитывают на примерно такой же срок.

Хотите первыми получать важную и полезную информацию о ДЕНЬГАХ и БИЗНЕСЕ? Подписывайтесь на наши аккаунты в мессенджерах и соцсетях: Telegram, Twitter, Google+, Facebook, Instagram.

Теги: бизнес инвестиции сельское хозяйство пластик пластиковая тара пулинг
Источник: Украинский Бизнес Ресурс Просмотров: 3933
Загрузка...
Загрузка...