Дмитрий Наздрин, операционный директор Tabletki.ua

Рынок онлайн постоянно растет. Это объективная реальность: компьютеры и смартфоны стали неотъемлемой частью нашей жизни и во многом изменили потребительские привычки людей. Мы все больше привыкаем искать и приобретать товары и услуги в интернете, чтобы сэкономить время, усилия и деньги. Эта тенденция наблюдается и на аптечном рынке, хотя в этом плане он значительно отстает от рынка электроники, или бытовой техники. Сегодня доля онлайн на аптечном рынке Украины составляет всего около 10% от общего объема продаж. В крупных городах этот показатель выше – до 20%, в маленьких цифра совсем низкая. То есть потенциал роста онлайн сегмента огромен. 

Мы ясно видим это на примере сервиса Tabletki.ua. Это крупнейший в Украине сайт-поисковик, который позволяет проверить наличие лекарственных препаратов и других аптечных товаров в аптеках города, сравнить цены, выбрать удобно расположенную точку продаж и забронировать в ней нужный товар. Это настолько удобно, что протестировав однажды возможности сайта-агрегатора, человек в большинстве случаев становится его постоянным лояльным пользователем.

Многие аптечные сети сегодня развивают и собственные сайты. Новый толчок этому процессу дал карантин, сделавший удаленный поиск товаров еще более актуальным. С точки зрения потребителя, такие «локальные» сайты уступают поисковикам, поскольку ограничивают предложение точками одной сети и не позволяют «просканировать» рынок и составить общую картину. Да, если потребитель лоялен к данному бренду и аптека данной сети находится возле него, он будет заходить и на сайт. Но выбор для него в любом случае ограничен, и в этом – основной минус.   

Как выглядит ситуация с точки зрения аптек? Что лучше: запускать собственный сайт или заходить на сайт-агрегатор? Принимая решение, следует учитывать несколько факторов.

Во-первых, создание собственного сайта требует очень серьезных инвестиций, которые окупаются далеко не сразу. Поэтому качественных сайтов на аптечном рынке – единицы.  Вопреки бытующему мнению, сайт нельзя создать за несколько сотен тысяч гривен силами пары разработчиков. Поддержка сайта – это также большие затраты. Ведь в случае аптек речь идет не о сайте-визитке, а о сложной многоуровневой структуре, скрытой за красивой картинкой. Сайт – это автономная бизнес-единица, которую надо постоянно поддерживать и развивать. То есть это отдельный штат людей, и постоянные затраты.   

Во-вторых, даже очень хороший сайт надо постоянно продвигать. А эффективное маркетинговое продвижение сайта также требует немалых ресурсов и затрат. Главное преимущество подключения к прайс-агрегатору – это легкий вход в сегмент онлайн. Аптеке надо только освоить процесс получения и обработки заказов. Настроить выгрузку данных может любой программист. И все – вы сразу начинаете получать заказы. Другими словами, при подключении к прайс-агрегатору вы используете готовый ресурс, который создали, поддерживают и продвигают профессионалы. И подключение к прайс-агрегатору не требует инвестиционных затрат.

Как аптекам увеличить онлайн трафик и привлечь новых клиентов - фото 2

Условия партнерства следующие. Есть фиксированная абонплата за присутствие на сайте-поисковике, но она небольшая. И есть 2% комиссия от реальных заказов. Это очень выгодно: вложив минимум средств и наладив минимум бизнес-процессов, ты получаешь дополнительный трафик, получаешь клиентов, которых у тебя раньше не было.

При этом тебе не нужно думать о том, как поддерживать сайт, как обеспечивать его продвижение и SEO-оптимизацию. Ты можешь просто принимать дополнительные заказы, сосредоточившись на отстройке внутренних процессов: работе с ценами и ассортиментом, улучшении качества сервиса, увеличения скорости обработки заказов. Ты просто отдаешь минимальный процент от заказов профессионалам, которые обеспечивают твое присутствие онлайн и приводят тебе клиентов. Затраты на техподдержку и маркетинг собственного сайта несравненно выше.  

Можно ли аптеке одновременно развивать свой сайт и присутствовать на сайте-агрегаторе? Однозначно да. Локальные сайты и сайты-агрегаторы не являются прямыми конкурентами. Да, они работают в одном поле и предоставляют схожие услуги, но по факту это разные потоки, которые существенно не пересекаются.

В сегодняшней ситуации основная рекомендация владельцам аптек – не бояться онлайн. Надо заходить в этот недооцененный отраслью сегмент – тем или иным путем. С одной стороны, можно и нужно создавать собственные сайты, только подходить к этому серьезно и внимательно просчитывать все связанные с этим затраты и риски. С другой стороны, никто не мешает аптекам подключаться к прайс-агрегаторам, чтобы зайти в онлайн практически бесплатно, с помощью профессионалов, которые в этом специализируются. Фокусироваться на двух направлениях одновременно очень сложно. Для игроков аптечного рынка Украины оффлайн бизнес является основным, и еще долго будет таковым оставаться. Онлайн для них – это второстепенное, хотя и перспективное  направление. А вот для сайтов-поисковиков это направление основное. Поэтому отдать его на аутсорс экспертов, которые в нем разбираются – самый правильный выбор.

Хотите первыми получать важную и полезную информацию о ДЕНЬГАХ и БИЗНЕСЕ? Подписывайтесь на наши аккаунты в мессенджерах и соцсетях: Telegram, Twitter, YouTube, Facebook, Instagram.

Просмотров: 1133