За последний год общественные организации, которые выступают против курения, инициировали сразу несколько законопроектов, задача которых - сокращение количества курильщиков в стране.

Один из документов содержал запрет на курение в собственном доме, если при этом нарушается чье-либо право на чистый воздух. Другой документ предлагал запретить курение за рулем. А сколько шума было вокруг предложения запретить продажу сигарет в малых архитектурных формах - киосках, маленьких магазинах. Каждый законопроект провоцировал бурные дискуссии, новости о них пестрели ссылками на все новые и новые исследования, примерами из других стран, цитатами. В результате у украинцев за последний год сложилось впечатление, что проблемы наркомании и СПИДа в стране уже практически нет, алкоголизм побороли, и самая острая проблема в Украине - табакокурение. Только вот так ли это на самом деле? Кому выгодно заострять именно табачную тему? И как быть с огромным количеством информации, часто непроверенной и популистской?

Самый обсуждаемый законопроект, "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины" (относительно запрета на рекламу, спонсорство и стимулирование продаж табачных изделий, регистр. №5164), был принят Верховной Радой в первом чтении, далее была создана рабочая группа, которая готовила его ко второму чтению. Документ даже выносился на общественные слушания. Авторы ссылаются на тот факт, что Украина в 2006 году ратифицировала Рамочную конвенцию Всемирной Организации Здравоохранении по борьбе с табаком, и теперь должна ужесточить регулирование табачной отрасли. Мы слушаем и верим. А потом оказывается, что все свои обязательства по Конвенции Украина выполнила, и наше законодательство в отношении табака самое строгое в СНГ и в отдельных вопросах строже, чем в европейских странах.

Чем же объяснить такую гиперактивность общественных организаций, депутатов и отдельных медиа в вопросе ограничения рекламы для производителей сигарет? Ответ можно найти на сайте Фонда Блумберга, где в открытом доступе есть информация о суммах, которые были направлены Фондом в Украину для борьбы с табачной отраслью. За последние годы это более миллиона гривен, которые и тратятся на заказ ТВ сюжетов, оплату работы активистов, которых регулярно собирают под стенами парламента, организацию публичных мероприятий и, самое главное, стимулирование законодательной инициативы в данном вопросе.

Эксперты Института государства и права им. В.М. Корецкого не раз говорили, что Рамочная конвенция не может обязать Украину, как и любое другое государство, принимать какие-либо конкретные решения, ее положения носят рекомендательный характер. Но их мнение заглушает шум антитабачных пресс-конференций. Участники конференций говорят о том, что, согласно статье 13 (о запрете рекламы табачных изделий), в Украине необходимо запретить все коммуникации, исходящие от табачных компаний, в том числе в точках продаж. Эксперты возражают - у нас уже запрещена реклама сигарет (на радио, телевидении, внешних носителях и в печатных изданиях, кроме специализированных), а коммуникация с потребителем необходима в любом сегменте товаров ежедневного потребления, которыми являются сигареты. Но к экспертам не успевают прислушаться, потому что начинается очередное выступление общественных организаций. Вот такой уровень дискуссии.

Курильщикам нет необходимости напоминать, что в последние несколько лет украинский парламент неоднократно повышал ставки акциза на сигареты. За это время средняя цена на сигареты с фильтром увеличилась в 3 раза, без фильтра - более чем в 4 раза. Это далеко не единственное следствие отечественной фискальной политики. При этом, по данным Государственного комитета статистики, объем производства табачных изделий сократился на 11% в 2010 году по сравнению с 2009. Легальный производитель сокращает производство, а его место занимают контрабандисты и кустарное производство. За два последних года доля контрабандной табачной продукции, потребляемой украинцами, достигла 7,2% (по данным АС Нильсен), хотя ещё год назад контрабанда занимала менее 2% рынка. По данным участников рынка, в прошлом году украинцы выкурили около 15 млрд. штук контрабандных и поддельных сигарет, что в 15 (!) раз превышает показатель 2005 года и в 2,2 раза - показатель 2009-го. Запрет на коммуникацию с потребителем, когда главным источником информации о наличии и характеристиках сигарет станет продавец, усугубит эту тенденцию. А государственный бюджет потеряет существенную часть поступлений от "табачных" налогов.

Проблема нелегальной продажи сигарет требует комплексного подхода, тем более, что мы были свидетелями ошибок других стран в этом вопросе. Например, в Болгарии, где акциз на сигареты вырос на 88% за два года (с 2008 по 2010), объем контрабандной продукции, потребляемой в стране, вырос с 15% до 40%. В результате, государственный бюджет не получил ожидаемых поступлений от акциза, и прогнозы в отношении сокращения количества курильщиков также не оправдались. Аналогичными примерами могут служить Румыния и Великобритания. В Германии борьба с проникновением на рынок безакцизных сигарет проиграна: в 2010 году немцы выкурили порядка 22 млрд. шт. нелегальных сигарет, что составляет 40% всего рынка табака. В Литве нелегальная табачная продукция занимает от 39 до 58% рынка, в зависимости от региона. При этом 66% населения оправдывают потребление контрабандных сигарет. В Ирландии с 2008 года объем контрабанды сигарет вырос в два раза. Каждая четвертая сигарета в стране - контрабандная. В Ирландию их везут отовсюду - из других стран ЕС, из Китая и даже из арабских стран. Ведь это выгодно, да и жесткие ограничения по рекламе и продаже легальных сигарет играют скорее на руку контрабандистам. Ещё один пример - Канада. За прошедшее десятилетие страна превратилась сначала в один из мировых центров по борьбе с курением, а затем - в центр контрабандной торговли сигаретами. Каждая третья выкуренная в Канаде сигарета - контрабандная или поддельная. В Онтарио их доля достигает 48%, в Квебеке - 40%.За год в Канаде продается более 13 млрд. контрабандных сигарет. Из-за них бюджет Канады ежегодно теряет более 2 млрд. долларов (16,1 млрд. грн.). И в этом есть заслуга чрезмерных ограничений свобод курильщиков.

В сложившейся ситуации такие факты нельзя игнорировать. Сокращение производства, рост теневого рынка, нестабильная регуляторная среда - эти факторы уже существенно изменили украинскую табачную отрасль, которая, кстати, генерирует 8% государственного бюджета Украины. Чтобы не допустить таких последствий, как в Болгарии, Канаде, Германии и т.п., необходимо абстрагироваться от информационного шума и помнить о том, что государственное регулирование должно быть последовательным.

Введение новых запретов, за нарушениями которых невозможно уследить, это популизм в чистом виде. Необходимо контролировать выполнение действующих законов и соблюдение существующих ограничений в сфере табачных изделий. Вместо отдельных инициатив, которые провоцируют возмущение владельцев киосков, водителей или ещё кого-нибудь, нам нужна комплексная программа, направленная на борьбу с курением среди несовершеннолетних и пропаганду здорового образа жизни. И эта задача куда сложнее, чем разрушение основ табачного бизнеса.

Хотите первыми получать важную и полезную информацию о ДЕНЬГАХ и БИЗНЕСЕ? Подписывайтесь на наши аккаунты в мессенджерах и соцсетях: Telegram, Twitter, YouTube, Facebook, Instagram.

Теги: запрет реклама сигареты
Источник: Комментарии Просмотров: 2266