На рынок франшиз выходит крупный игрок – всеукраинская сеть кинотеатров "Планета кино", которая решилась на расширение за счет привлечения сторонних инвестиций.

По словам совладельца сети Дмитрия Деркача, компания будет делать все возможное, чтобы каждый открытый по франшизе кинотеатр стал прибыльным проектом, и готовит максимально индивидуальные условия для потенциальных покупателей. UBR.ua узнал о деталях предложения.

В Украине заблокировали пиратский онлайн-кинотеатр с оборотом в 15 млн грн

Сегодня сеть представлена в шести городах с девятью кинотеатрами на 69 залов и 10 тыс. кресел. Продажи – 5 млн билетов в год. Компания занимает пятую часть рынка (20%).

Совладелец сети кинотеатров "Планета кино" Дмитрий Деркач

В прошлую пятницу вы презентовали уникальное предложение для рынка франчайзинга – кинотеатр "Планета кино". Почему решили запускать ее именно сейчас?

Да, на прошлой неделе в Одессе мы представили модель своей франшизы вместе с Романом Кириловичем из "Франч". Когда Роман пришел к нам с идеей несколько лет назад, мы сомневались, что это сработает.

Тогда мы предполагали, что в целом людей, которые могли бы вложиться во франшизу кинотеатра в Украине, очень мало, и концепция была бы просто невостребованной. И вот только в прошлом году решили попробовать – как говорится: "а вдруг?".

Но мы не рассчитываем сразу получать поток заявок от франчайзи, потому что идея новая и довольно сложная.

Собственники ТРЦ редко решаются на самостоятельное открытие кинотеатра

В чем основные сложности в ее реализации для потенциального покупателя?

Дело в том, что кинотеатры – это очень сложный бизнес с крупными инвестициями. Например, чтобы открыть большой кинотеатр с IMAX и 4DX как у нас в River Mall, потребовалось около $8 млн. Да и само направление довольно сложное: мало кто понимает, как это на самом деле работает.

Запрет видеосервисов из РФ. Онлайн-кинотеатры заставят локализовать контент: кто уйдет с рынка

Также ключевую роль при открытии кинотеатра играет помещение. Как правило, оно должно находиться в каком-то ТРЦ, которых в Украине не так уж и много строится. Там изначально закладываются в проект специальные помещения под залы с высокими потолками и большой площадью.

В принципе, сами собственники ТРЦ изначально понимают, что им нужен кинотеатр. Но обычно они идут к операторам и предлагают им "зайти" в ТРЦ. А вот так, чтобы собственник ТРЦ решился сам открыть кинотеатр по франшизе – это редкая история. И нам она импонирует.

Может быть и три зала, но это не очень выгодные кинотеатры

На какие города будет ориентирована франшиза кинотеатра?

Я думаю, что стартовать нужно с городов с населением от 100 тыс. жителей. Там можно будет реализовать такие модели небольших пятизальных кинотеатров, как у нас есть на сегодня в Сумах и Одессе (на Котовского). Простой компактный вариант кинотеатра с использованием нашей технологии Cinetech+.

Теоретически, конечно, может быть и три зала, но это не очень выгодные кинотеатры.

Если это города побольше, там уже может быть и семь залов, и дополнительные технологии, как к примеру, во Львове в ТРЦ Форум, где есть 4DX зал.

Госкино запретило "Не родись красивой" и еще ряд картин к показу в Украине

У нас есть и большие кинотеатры, как в River Mall или Blockbuster Mall, где 13 залов, есть зал IMAX, есть зал 4DX, Re'LUX, киномаркеты и т.д. Но большой кинотеатр – большие инвестиции.

Поэтому у нас есть предложения для разных городов, и ТРЦ и франчайзи будет выбирать предложение под себя. А мы будем советовать, что в его условиях будет целесообразным.

Скажу сразу, что тут скорее опять же все будет очень сильно зависеть от того, где есть помещения.

Почему именно ТРЦ остаются наиболее подходящими и прибыльными локациями для открытия кинотеатров? И где бы вы еще советовали потенциальному инвестору искать помещение для кинотеатра?

На самом деле для ТРЦ кинотеатр финансово не очень выгоден. При строительстве там изначально выделяют отдельную большую площадь, которую нельзя будет использовать ни под что другое кроме кинотеатра. Они вкладывают деньги в строительство, но аренду кинотеатр платит невысокую.

ТРЦ идут на уступки в аренде для кинотеатров

Кинотеатр, в свою очередь, является генерирующей точкой в ТРЦ. И именно по причине того, что им нужен трафик людей, они идут на какие-то уступки по аренде для кинозалов. Поэтому большинство кинотеатров открываются и существуют в ТРЦ.

При утверждении локации для будущего кинотеатра-франшизы мы будем принимать решение индивидуально. В первую очередь осмотрим помещение, после этого сможем четко сказать, можно там открыть кинотеатр или нет.

Amazon покупает легендарную американскую киностудию MGM за $8,4 млрд

Если можно, то дальше уже будем считать финансовую модель: планировать сколько там может быть залов, сколько может быть мест в зависимости от того, какие конкуренты в этом городе есть, сколько жителей, нужно ли там внедрять какие-то дополнительные технологии или нет.

Поговорим о стоимости франшизы: какой размер инвестиций, какой минимальной суммой должен располагать покупатель?

$8 млн долларов – это инвестиция в большой кинотеатр. Если формат поменьше: на пять небольших залов без IMAX, без 4DX, без Re'LUX, а только Cinetech+ – это где-то $2-2,5 млн.

В целом мы разбили предложение на три варианта: большой, средний, мелкий кинотеатры. По этим моделям мы приблизительно сформулировали какие могут быть инвестиции и какой может быть возврат этих инвестиций.

Мы рассматриваем только модель управленческой франшизы

Стоимость мы считаем в процентах от инвестиций: то есть паушальный взнос (первый) составит 2% от инвестиций. Более точные цифры сможем озвучить, когда будем понимать, какая конкретная модель интересует покупателя.

На данный момент мы рассматриваем только модель управленческой франшизы, когда есть франчайзи, которые инвестируют свои деньги в открытие кинотеатра, а мы регулярно получаем процент либо от EBITDA (прибыль до вычета налогов, процентов и пр.), либо от дохода. Это переговорный процесс, кому как будет комфортнее.

Кассовые сборы украинских кинотеатров за месяц рухнули в 6 раз

Нам удобнее EBITDA, потому что мы будем нести ответственность и за прибыль, и за затраты, и наша задача будет сделать так, чтобы этот проект был прибыльным.

Также пока что мы не рассматриваем фиксированной суммы в силу отсутствия аналогичного опыта – дальше будем смотреть.

На какую прибыль может рассчитывать покупатель франшизы "Планета кино"?

Мы будем себе оставлять небольшой процент от EBITDA, а остальное забирает себе франчайзи.

Окупаемость кинотеатра 6-6,5 лет

Сколько времени вы отводите на окупаемость проекта?

Период окупаемости и финансовую модель можно посчитать только тогда, когда ты понимаешь, сколько у тебя залов и сколько посадочных мест. Потому что каждая дополнительная сотня посадочных мест – это большая разница в доходах.

Мы ориентируемся на окупаемость кинотеатра в 6-6,5 лет.

Если мы понимаем, что нам предлагают проект, в таком-то месте – мы делаем финансовую модель под эти конкретные условия. И если видим, что там она не работает, что нет окупаемости или она больше 6-7 лет, мы скорее всего сами не будем входить в такие проекты. Нам не интересно иметь у себя в пуле неприбыльный кинотеатр.

Украина внесла в "черный список" пиратских сайтов четыре известных онлайн-кинотеатра

Опять же – это не та история, когда есть какая-то маленькая точка, магазинчик или ресторанчик, которые ты взял и открыл где угодно, и когда не пошло – закрыл, переехал. С кинотеатром так не получится, поэтому я уверен, что у нас получится такая большая, длинная переговорная история с потенциальным франчайзи.

Есть ли у вас на данный момент конкуренты на рынке франшиз кинотеатров?

Я знаю, что у Multiplex есть несколько кинотеатров, которые работают по франшизе. Но я не знаю, насколько это доступная опция. Скорее всего, и "Жовтень", который предлагает сейчас свою франшизу, тесно работает с ними же.

Какие еще требования выдвигаете к потенциальному партнеру? Нужно ли ему обладать какой-то экспертизой в вашей области?

Поскольку сейчас речь идет о покупке управленческой франшизы, то человеку, который захочет купить франшизу "Планеты кино" не нужно будет ничего делать кроме того, что согласовать с нами условия и вложиться. В данном случае кинотеатр полностью управляется нами, и мы все делаем за него.

Любовь, геймеры и айтишники: кто поможет выжить кинотеатрам в пандемийный 2021-й

Может быть когда-нибудь мы созреем и на классическую франшизу, но это вряд ли. Мы слишком трепетно относимся к своему бренду, и не готовы это отдавать кому-то под чужое управление.

Ранее эксперты по франчайзингу советовали в ближайшие годы вкладываться только в "коронафрендли"-форматы. Насколько в них вписываются кинотеатры?

Последние новости следующие: во время локдаунов почти все студии в Голливуде решили попробовать выпускать фильмы онлайн и офлайн одновременно. Disney+ открыли свою платформу, Warner Brother's договорились с HBO и на HBO Max выпускали свои фильмы.

Но неделю назад Disney+ уже последними объявили о том, что они отказываются от этой практики и возвращаются к старой модели, когда фильм сначала выходит в кинотеатрах и только через 45 дней становится доступным онлайн.

Кинотеатрам в ближайшее время ничего не угрожает

Поэтому это первый аргумент в пользу кинотеатров.

Следующий момент – когда нет локдаунов, когда есть всеми ожидаемые фильмы, как сейчас, например, "Дюна", – мы работаем на полную. У нас на выходных были полные залы, практически все сеансы забиты на 100%.

Украина переходит в "желтую" зону – власти утвердили дату

Тенденция такая, что кинотеатры быстро восстанавливаются, если есть фильмы, и если нет ограничений. Поэтому я считаю, что кинотеатрам в ближайшее время ничего не угрожает. Я боялся этой истории с онлайном, но все мои опасения после локдауна развеялись.

Хотите первыми получать важную и полезную информацию о ДЕНЬГАХ и БИЗНЕСЕ? Подписывайтесь на наши аккаунты в мессенджерах и соцсетях: Telegram, Twitter, YouTube, Facebook, Instagram.

Теги: кинотеатры франшиза деркач инвестиции Локдаун карантин прибыль ebitda трц инвесторы франчайзинг
Просмотров: 1744