Парламенту предлагают урегулировать на законодательном уровне золотодобычу и деятельность телерадиоорганизации Национального банка Украины (НБУ), а также смягчить налогообложение при продаже драгоценных металлов центральному банку.

Соответствующие инициативы содержатся в законопроектах №9440 и №9441, которые зарегистрированы в парламенте 10 ноября.

Нацбанк имеет право законодательной инициативы, однако данные законодательные изменения инициированы членом комитета Верховной Рады по вопросам финансов, банковской деятельности, налоговой и таможенной политики Юрием Каракаем (фракция Партии регионов).

Согласно пояснительной записке к законопроекту №9441, текст которой размещен на веб-сайте парламента, внесение соответствующих изменений в Налоговый кодекс является необходимым фактором для создания надлежащих правовых условий для выполнения Нацбанком своих функций в таких вопросах, как накопление золотовалютных резервов, обеспечение выпуска долговых обязательств и инвестиционных монет в качестве дополнительных инструментов вложения средств населением.

В документе отмечено, что одним из источников формирования золотовалютных резервов является осуществление аффинажа драгоценных металлов, скупленных в виде лома у населения и посредников (ломбардов и скупщиков). Однако существующие налоговые правила привели к тому, что поступление золота от скупочных пунктов Нацбанка уменьшилось в 45 раз: с 204 кг в 1999 году до 4,5 кг в 2010 году.

"Скупщикам и ломбардам более выгодно реализовывать драгметаллы переработчикам, промышленным потребителям, чем Нацбанку. Реализация лома драгоценных металлов этим предприятиям в 1,8 раза больше, чем НБУ. Стоимость такого золота составляет около 264 млн грн в год", - отмечается в записке.

С целью поощрения населения и скупщиков к сдаче золота и серебра именно Нацбанку предлагается освободить от налогообложения налогом на доходы физических лиц доходы населения от продажи центробанку лома драгметаллов, а также освободить от налогообложения налогом на добавленную стоимость (НДС) операций по снабжению Нацбанка драгметаллами.

"Внесение предложенных законопроектом изменений позволит НБУ ежегодно получать около 1 тонны золота в золотовалютные резервы", - подчеркивается в записке.

Кроме того, для стимулирования самостоятельной добычи драгметаллов для НБУ законопроект предусматривает освобождение от налогообложения НДС услуг, связанных с разведкой, добычей, производством и использованием драгметаллов с целью пополнения золотовалютных резервов.

С целью обеспечения компенсации потерь государственного бюджета от соответствующего недопоступления налогов законопроектом предусматривается установить, что иностранные монеты из драгметаллов являются объектом налогообложения НДС. По данным Нацбанка, только золотых иностранных монет было ввезено в Украину в 2006 году на сумму более 15 млн грн, в 2007 - 15 млн грн, в 2008 - более 23 млн грн, в 2010 - более 33 млн грн: сумма неполученного государством НДС составила около 18 млн грн.

Помимо того, согласно пояснительной записке, с целью поощрения, в первую очередь, населения в приобретении долговых обязательств НБУ законопроектом предусматривается освобождение от налогообложения налогом на доходы физлиц операций с такими ценными бумагами.

Применение такой льготы, согласно документу, уменьшит расходы НБУ по таким финансовым инструментам. В то же время ценовая привлекательность таких ценных бумаг в результате применения налоговой льготы позволит изъять свободные средства и направить их через банковскую систему в экономику Украины.

Согласно пояснительной записке к законопроекту ?9440, также обнародованной на веб-сайте Верховной Рады, статью 42 закона об НБУ предлагается дополнить нормой относительно осуществления Нацбанком деятельности, связанной с разведкой, добычей, производством и использованием драгметаллов с целью пополнения золотовалютных резервов.

"Разработка только одного из наиболее подготовленных месторождений золота - Клинцивского месторождения, позволит увеличить золотой запас Украины приблизительно на 30 тонн, что в действующих на сегодня ценах составляет около $1,6 млрд", - подчеркивается в документе.

При этом предлагается предусмотреть, что заместители главы НБУ и другие члены правления центробанка одновременно могут занимать должности в руководящих органах предприятий или организации, если они осуществляют функции по управлению акциями (частями, паями), которые принадлежат государству.

Кроме того, статью 71 этого же законодательного акта предлагается дополнить нормой о нераспространении ограничений относительно деятельности Нацбанка на производственную деятельность Банкнотно-монетного двора, Фабрики банкнотной бумаги и Государственной сокровищницы, которые входят в структуру НБУ.

В записке отмечается, что эти предприятия обеспечены оборудованием, позволяющим им изготовлять качественную и конкурентоспособную продукцию, которая может быть представлена и на международных рынках, а также выполнять заказы иностранных государств.

Законопроект также предусматривает предоставление ведомственной охране НБУ право применять меры физического воздействия, специальные средства активной обороны и боевое огнестрельное оружие в порядке, предусмотренном законом о милиции.

Помимо того, законопроектом предлагается разрешить НБУ использовать валюту из золотовалютных резервов на цели, предусмотренные его сметой доходов и расходов.

"Покупка НБУ для собственных потребностей валюты на межбанковском валютном рынке Украины может рассматриваться как осуществление валютной интервенции и спровоцировать панические настроения у участников рынка. С целью недопущения необоснованного дисбаланса валютного рынка, предлагается предоставить право Нацбанку использовать средства золотовалютных резервов на цели, предусмотренные сметой доходов и расходов", - подчеркивается в законопроекте.

Теги: золото нбу добыча законопроект
Источник: Интерфакс-Украина Просмотров: 1093