Депутаты согласились повысить защиту прав кредиторов и банковских вкладчиков. В частности, Верховная Рада одобрила все президентские поправки и повторно приняла закон№3672–VI "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно урегулирования отношений между кредиторами и потребителями финансовых услуг".

Так какую правовую защиту теперь ждать кредиторам и потребителям финансовых услуг.

Положения законопроекта по защите прав кредиторов:

- урегулируют порядок применения закона "О восстановлении платежеспособности должника и признании его банкротом" (далее-Закон о банкротстве) до физических лиц-предпринимателей. Отсутствие правовой регламентации данного вопроса создает на практике юридические коллизии. В частности, сформировалась неоднозначная судебная практика, согласно которой обязательства физического лица, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности (в т.ч. по потребительским кредитам) прекращаются в силе его признания банкротом как субъекта предпринимательской деятельности и недостаточности имущества для удовлетворения всех требований к этой физического лица;

- устанавливают механизм официального обнародования постановления суда о возбуждении производства по делу о банкротстве и введении моратория на удовлетворение требований кредиторов на сайте Высшего хозяйственного суда для решения проблемы искусственных манипуляций и сокрытия от кредиторов информации о банкротстве (что имеет место в случае его публикации в печатных СМИ с ограниченным оборотом);

- закрепляют требования о необходимости уведомления арбитражным управляющим комитету кредиторов о времени, месте и условиях продажи залогового имущества (путем направления заказного письма с уведомлением о вручении);

- устраняют законодательные коллизии между нормами закона о залоге (предусматривающих обращение взыскания на заложенное имущество в т.ч. на основании исполнительной надписи нотариуса) и закона об обеспечении требований кредиторов (нормы которого не указывают на исполнительную надпись нотариуса как на правовое основание для обращения взыскания на движимое имущество должника). Это стало причиной вынесения судебных решений, которыми исполнительные надписи нотариусов по нотариально удостоверенным договорам залога движимого имущества признавались недействительными, несмотря на прямое указание закона о залоге о возможности применения исполнительной надписи как оснований для обращения взыскания на переданное в залог имущество;

- уточняют процедуры обращения взыскания на жилье и выселения зарегистрированных жильцов из жилища, которая была приобретена ими за счет кредита, возвращение которого обеспечено ипотекой соответствующего жилого помещения;

- устанавливают возможности процессуального правопреемства при замене стороны в судебном процессе в случае уступки права требования по кредитным договорам;

- разрешают возможность раскрытия банковской тайны по просроченным кредитам другим лицам без согласия заемщика.

Положения законопроекта по защите прав заемщиков:

- уточняют, что лицу, которого выселяют, предоставляется постоянное жилое помещение, указанное в решении суда или постановлении прокурора;

- запрещают предоставление (получение) потребительских кредитов в иностранной валюте на территории Украины;

- увеличивают перечень стоимости кредитных условий, который обязан сообщить кредитодатель перед заключением договора о предоставлении кредита, а именно: ориентировочная совокупная стоимость кредита с учетом процентной ставки по кредиту и стоимость всех услуг (регистратора, нотариуса, страховщика, оценщика и т.д.), связанных с получением кредита и заключения договора о предоставлении потребительского кредита;

- устанавливают, что потребитель не обязан уплачивать кредитодателей дополнительные комиссии вместе с указанными в действующем законодательстве любыми сборами, процентами или другими ценными элементами кредита, которые не были указаны в договоре;

- устанавливают, что кредитодатель не вправе устанавливать в договоре о предоставлении кредита любые сборы, проценты, комиссии, платежи и т.п. за действия, которые не являются услугой не определенными действующим законодательством;

- увеличивают перечень обязательного указания в договоре о предоставлении кредита, а именно:

• подробная роспись совокупной стоимости кредита для потребителя с учетом процентной ставки по кредиту и стоимости всех услуг (регистратора, нотариуса, страховщика, оценщика и т.д.), связанных с получением, обслуживанием, погашением кредита и заключения договора о предоставлении потребительского кредита;

• условия досрочного расторжения договора;

- исключают положение ст. 11 Закона Украины "О защите прав потребителей", согласно которому в договоре о предоставлении потребительского кредита может указываться, что процентная ставка по кредиту может изменяться в зависимости от изменения учетной ставки НБУ или в других случаях;

- уточняют нормы относительно права потребителя досрочного возврата потребительского кредита:

• - потребитель при досрочном возврате потребительского кредита уплачивает проценты за пользование кредитом и стоимость всех услуг, связанных с обслуживанием и погашением кредита за период фактического пользования кредитом;

• кредитор не имеет права отказать потребителю в принятии платежа при досрочном возврате потребительского кредита;

• кредитор не имеет права устанавливать потребителю любую плату при досрочном возврате потребительского кредита.

- увеличивают срок получения права кредитодателем согласно договору о предоставлении кредита вследствие задержания уплаты части кредита, срок выплат по которому не наступил, и / или процентов по потребительскому кредиту обеспеченным ипотекой и по потребительскому кредиту на приобретение жилья с одного календарного месяца до не менее трех календарных месяцев;

- устанавливают, что кредитодатель имеет право проводить по согласованию с потребителем реструктуризации задолженности по договору о предоставлении кредита;

- устанавливают, что кредитодатель обязан сообщить потребителю о передаче третьей стороне свои права по договору о предоставлении кредита.

Президент "поправил":

1. Криминальная ответственность за предоставление заведомо ложной информации органам государственной власти, банкам или другим кредиторам с целью получения субсидий, субвенций, дотаций, кредитов или льгот по налогам при отсутствии признаков преступления против собственности грозит субъектам преступления, а не физическим лицам.

2. Должник за невыполнение требований при процедуре возбуждения дела о банкротстве несет ответственность по закону, а не по законодательству.

3. Отказано во внесении предложенных изменений относительно отсрочки введения моратория на удовлетворение требований кредиторов должником, в отношении которого возбуждено дело о банкротстве.

4. На этапе распоряжения имуществом разрешили отменить арест, наложенный на имущество должника, являющегося предметом залога, или другие ограничения по распоряжению имуществом, являющегося предметом залога должника.

5. Конкурсному кредитору не дали прав на подачу должнику и хозяйственному суду возражения относительно признания требований иных кредиторов.

6. Не поддержана норма закона, по которой организация продажи предмета ипотеки возлагается на организатора публичных торгов, привлекаемого на конкурсной основе органами государственной исполнительной службы. Как прояснивается, изменения связанные с определенными рисками, поскольку исключается проведение процедуры реализации арестованного имущества на конкурсной основе в случае, если есть только один организатор.

7. Не отменили введение моратория на принудительную реализацию имущества хозяйственных обществ, в уставных фондах которых доля государства составляет не менее 25 %.

Хотите первыми получать важную и полезную информацию о ДЕНЬГАХ и БИЗНЕСЕ? Подписывайтесь на наши аккаунты в мессенджерах и соцсетях: Telegram, Twitter, YouTube, Facebook, Instagram.

Теги: кредиты банк закон права заемшик
Источник: Украинский Бизнес Ресурс Просмотров: 2623