В Верховной Раде Украины зарегистрирован законопроект "О фондах банковского управления", инициированный народным депутатом от Партии регионов Виталием Хомутынником и народным депутатом от НУ-НС Владимиром Поляченко. Документом вводится новый финансовый инструмент – фонд банковского управления (ФБУ). Предусмотрено три вида ФБУ: жилищный, пенсионный и детский.

Анна Огренчук, управляющий партнер юридической фирмы LCF Law Group специально для UBR.UA

Что такое ФБУ?

Законопроект № 9093/П от 2 сентября 2011 года предусматривает расширение деятельности фондов банковского управления (ФБУ) путем создания нового его вида - жилого ФБУ, как способа накопления средств его участниками для приобретения жилья или инвестирования строительства жилья участниками ФБУ.

Также, документом выдвигаются требования к банкам-управителям ФБУ: прежде всего это банк, который имеет оплаченный уставный капитал в размере не менее 200 млн. гривен, является хранителем ценных бумаг и не менее пяти лет подряд осуществляет доверительное управление средствами.

Изменения также коснуться расширения возможностей применения механизмов привлечения средств юридических и физических лиц в фонды банковского управления, их накопления и хранения, доверительного управления этими средствами с направлением на строительство жилья, усиления защиты имущественных прав участников, а также повышения уровня социальной защиты несовершеннолетних и пожилых людей. Речь идет о необходимости создания корпоративных счетов в пределах каждого из ФБУ. Такой счет будет открывать юридическое лицо - работодатель, а выгодоприобретателями по этому счету будут назначаться работники предприятия или их несовершеннолетние дети.

Основными задачами будущего закона является повышение уровня социальной защиты несовершеннолетних и людей преклонного возраста, а также совершенствование организационных норм и экономических механизмов стимулирования жилищного строительства и внедрения системы жилищных накоплений, основанной на доверительном управлении средствами населения.

Как это работает?

ФБУ создается по решению банка (банк-управитель), который затем осуществляет доверительное управление активами фонда от своего имени в интересах участников фонда и за их счет. Такими действиями могут быть операции купли-продажи, мены, другие сделки с активами в соответствии с Правилами ФБУ и инвестиционной политикой ФБУ.

Банк-управитель ФБУ при осуществлении управления ФБУ не имеет права передавать активы фона в залог для обеспечения выполнения любых обязательств, возникновение которых не связано с функционированием этого ФБУ, в том числе собственных обязательств. Банк-управитель фонда не может предоставлять кредиты (займы) за счет активов ФБУ.

Физическое лицо-участник жилищного ФБУ или его несовершеннолетние дети (выгодоприобретатели) получают право на целевые (одноразовые или периодические) выплаты за счет средств фонда для оплаты его участия в жилищных программах банка-управителя, участник пенсионного ФБУ – на осуществление пенсионных выплат, детского ФБУ – на оплату обучения или для участия в жилищных программах банка-управителя.

Предполагается, что чем больше средств участник ФБУ инвестировал в фонд, тем большую денежную выгоду он получит при выплате из фонда. Более прибыльными видятся жилищные ФБУ, они же и более рискованны. Пенсионные и детские ФБУ имеют незначительную, но стабильную прибыль. Информацию о конкретных прогнозах прибыльности фонда и правилах участия в нем предоставит банк-управитель ФБУ.

Юридические лица смогут участвовать лишь в жилищных ФБУ, являясь установщиком корпоративного счета фонда, при этом они лишены права получать выплаты из фонда (быть выгодоприобретателем). В этом случае право на выплаты из ФБУ получают физические лица-работники указанного юридического лица или их несовершеннолетние дети. Таким образом, юридическое лицо может предоставить своим работникам реальную возможность накопления средств на покупку жилья путем полного или совместно с работниками инвестирования фонда в их пользу, что будет способствовать значительному усилению мотивации работников.

В чем отличие от других фондов?

На сегодня альтернативой жилищным ФБУ являются фонды финансирования строительства (ФФС) и фонды операций с недвижимостью (ФОН). Основным отличием указанных инструментов от предлагаемого жилищного ФБУ является то, что участник ФФС или ФОН инвестирует средства в строительство заранее определенного объекта (квартиры, коттеджа и т.д.) посредством участия в ФФС или покупки сертификатов ФОН (как в ФФС так и в ФОН возможна рассрочка платежа). В случае с жилищным ФБУ его участник инвестирует средства в фонд (разово или периодически), при этом стоимость пая участника ФБУ со временем растет как, например, депозитный вклад с капитализацией процентов. Затем, пай используется для участия в жилищных программах банка-управителя.

Относительно действующего пенсионного законодательства необходимо отметить, что по общим положениям пенсионное обеспечение граждан осуществляется Пенсионным фондом за счет отчислений работающих граждан, дополнительной альтернативой являются выплаты с депозитного пенсионного счета, который открывается банком при заключении договора пенсионного вклада. Предлагаемый Законом пенсионный ФБУ наряду с пенсионным вкладом расширит возможности дополнительного пенсионного обеспечения граждан.

Что касается детских фондов, то их существование сегодня зависит лишь от воли спонсоров и меценатов. Так же всем известны трудности, связанные с получением бюджетного места в учебном заведении. Поэтому создание детских ФБУ поможет подрастающему поколению в решении вопросов оплаты обучения, а может и жилищных вопросов, ведь будущие возможности участника ФБУ в первую очередь зависит от величины вкладов и стабильности экономики.

Теги: законопроект фонд банковского управления финансовый инструмент
Источник: Украинский Бизнес Ресурс Просмотров: 2991