Все больше наших граждан пользуються платежными терминалами, через которые можно пополнить счет мобильного телефона, погасить кредит, оплатить коммунальные платежи. Насколько соответствуют такие операции украинскому законодательству?

Андрей Нешин для UBR.UA

В соответствии с Постановлением Национального банка Украины № 53 от 5.03.2008 года право осуществлять прием платежей через терминалы дано "банкам и небанковским финансовым учреждениям, получившим лицензию на перевод средств…, а также субъектам хозяйственной деятельности, заключившим агентские договоры с банками".

В действительности же, владельцы многих терминалов в Украине не являются сегодня ни банками, ни финансовыми компаниями, ни даже агентами банков. В последнем случае, договор с поставщиком услуг (например, провайдером кабельного телевидения) должен был бы заключить банк, а владелец терминалов, желающий получить право принимать от имени банка платежи населения, должен подписать с этим банком агентский договор. Поэтому, если получатели таких платежей заключают договоры об их приеме не с банками, а напрямую – с компаниями-"терминальщиками", не имеющими лицензии на осуществление денежных переводов, они, по сути, нарушают закон.

Юрист Юлия Кирпа говорит: “При перечислении денег через ПОС-терминал, чтобы они не ушли в никуда, и чтобы и себя обезопасить от неприятных ситуаций, связаных с перечислением денег, желательно попросить документы, подтверждающие полномочия агента на осуществления приема и перевода приема платежей”. Также по ее мнению, чтобы убедиться в законности совершающихся через терминалы операций, потребуйте у их владельца лицензию на осуществление денежных переводов либо копию агентского договора. Заодно посмотрите на квитанцию терминала – на ней должны быть указаны реквизиты банка, чьим агентом является "терминальщик".

Как же пытаются обойти законодательные требования владельцы терминалов? Самый распространенный способ – выдать деятельность по приему денежных переводов за что-то другое, не требующее получения лицензий и подписания агентских договоров. Например, можно сделать вид, что в терминале не принимаются денежные переводы, а продаются электронные ваучеры или коды пополнения. Однако прямое пополнение счета мобильного телефона, оплата услуг стационарной связи, кабельного телевидения, погашение банковских кредитов и т.д., – несомненно, являются денежными переводами.

Чем же рискуют предприниматели, осуществляющие прием денежных средств от населения через терминалы, не являясь финансовой организацией или агентом банка?

Юрист Юлия Кирпа отмечает: "Это будет приравнено к осуществлению финансовых услуг без лицензии. Поскольку для перевода денег у них должна быть или лицензия, или агентский договор с банком или не банковским финансовым учереждением. А за деятельность без лицензии законодательством предусмотренно штраф в размере 85000 гривен, плюс для директора компании, которой пренадлежит ПОС-терминал предусмотрена уголовная ответственность, в случае, если доход, полученый от приема платежей, привысит 1000 необлагаемых минимумов доходов граждан".

Предприниматели, продающие коды пополнения, должны устанавливать на терминалах регистраторы расчетных операций, как того требует Закон Украины "О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг". Если у "продавца электронных ваучеров" регистратор не установлен, ему, в соответствии с ч.1 ст.17 вышеуказанного Закона, грозит штраф в пятикратном размере от стоимости проданных через такой терминал товаров (оказанных услуг). Кроме того, статьей 155 Кодекса "Об административных правонарушениях" предусмотрено, что должностные лица субъекта предпринимательской деятельности за такие нарушения могут быть оштрафованы в административном порядке. А вот при приеме в терминалах платежей в качестве агента банка регистратор расчетных операций не требуется, что обеспечивает значительную экономию средств.

Из всего сказанного можно сделать вывод: прием платежей через терминалы – весьма перспективный бизнес, если он ведется в правовом поле. Такой подход не только обеспечивает предпринимателю душевный комфорт, защищая от неприятных контактов с контролирующими и правоохранительными органами, но и делает эту деятельность, в конечном счете, более рентабельной. Сегодня владельцам терминалов пока что удается не попасть под действие описанных выше законодательных санкций, но "этот праздник не будет длиться вечно".

Ведь, с одной стороны, большие обороты наличных, проходящие через терминалы, повышают вероятность криминализации данного бизнеса. Широко известная межправительственная организация FATF (Financial Action Task Force) назвала платежи через терминалы одним из наиболее рисковых, с точки зрения отмывания денег, видов финансовых услуг. FATF рекомендовала правительствам стран мира усилить контроль над этим видом деятельности, отмечает Глава правления процессингового центра Антон Романчук. С другой стороны, нарастающие проблемы с наполнением государственного бюджета Украины будут подталкивать к поиску тех бизнес-структур, за чей счет их легко можно будет решить на абсолютно законных основаниях. Так что "легализация" работы платежных терминалов является для их владельцев актуальной задачей.

Хотите первыми получать важную и полезную информацию о ДЕНЬГАХ и БИЗНЕСЕ? Подписывайтесь на наши аккаунты в мессенджерах и соцсетях: Telegram, Twitter, Google+, Facebook, Instagram.

Теги: бизнес деньги закон платежи
Источник: Украинский Бизнес Ресурс Просмотров: 3406
Загрузка...
Загрузка...